Подготовку водителей проверит прокуратура
Давно стало привычным, что для российских дорожников неожиданным является приход зимы: снегоуборочная техника не готова или нет реагентов. Однако в этом году такой же неожиданностью стала весна — впереди самые аварийные теплые месяцы (пик аварийности приходится на июнь — август), а чиновники опять не поспевают за ходом событий, но уже на законодательном уровне. Реформа подготовки водителей, которая должна была завершиться зимой, оказалась, фактически, провалена. Это чревато колоссальными потерями: ежегодно Россия теряет в ДТП 27 тыс. граждан и 2% от годового ВВП (1,67 трлн руб.). Свое недовольство сложившейся ситуацией в прошлую пятницу выразил Владимир Путин. Возможно, поэтому главным лицом на прошедшем в эту среду круглом столе в РИА Новости стал представитель Генпрокуратуры. Чиновникам пришлось оправдываться за невыполненную работу.
Выдача прав оказалась вне закона
Форменный голубой китель сотрудника отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности Анастасии Ефремовой в самом деле придавал мероприятию какой-то бодрящий характер. Хотя представитель Генпрокуратуры говорила мало, а больше слушала объяснения чиновников, это не было похоже на обычную пресс-конференцию, где представители министерств с олимпийским спокойствием воспринимают критику в свой адрес.
Чтобы оценить, до какой степени чиновники не справились с водительской реформой, достаточно вспомнить, что усовершенствовать процедуру подготовки автомобилистов Владимир Путин поручил правительству еще в 2005 году. И вот результат девяти лет работы: вступивший в силу 5 ноября 2013 года Закон о безопасности дорожного движения не функционирует почти по всем пунктам. Новые подкатегории (A1, B1, C1, D1, C1E и D1E) существуют только на бумаге — открыть их невозможно. Категория «М», призванная снизить зашкаливающее число аварий с участием подростков на скутерах, также не работает. Мотосезон начался, «бесправные» школьники вновь оседлали своих двухколесных — и цифры печальной статистики продолжают расти. Ну и, пожалуй, самое главное: царящий правовой бардак привел к тому, что все водительские удостоверения, выданные ГИБДД с ноября этого года, по сути, незаконны. Об этом рассказал старший инспектор по особым поручениям ГУОБДД МВД РФ Александр Лыткин.
«В новом законе черным по белому написано, что к сдаче экзамена допускаются люди, прошедшие профессиональное обучение, — объяснил он. — Но пройти такое обучение сегодня попросту невозможно. Поэтому мы принимаем экзамены с нарушением федерального законодательства. Но так не может продолжаться до бесконечности, рано или поздно к нам появятся вопросы. Мы с завтрашнего дня можем на законных основаниях перестать принимать экзамены у населения. Однако прекрасно понимаем, чем это закончится. Автомайдан нам здесь не нужен».
Как оказалось, корень всех бед в том, что примерные программы профессиональной подготовки водителей до сих пор не утверждены. Вступивший в силу закон оказался вагоном, поставленным впереди паровоза. Он предписывает готовить водителей по новым требованиям, но сами эти требования затерялись в согласованиях между ведомствами. К слову, качество этих программ также вызывает массу вопросов, так как они были написаны Минобрнауки в спешке, всего за два месяца. Но сейчас это неважно: хоть какие-то программы все же лучше, чем их полное отсутствие.
Почему так получилось, представитель Минобрнауки Лариса Шмелькова объясняла собравшимся долго, используя усыпляющие канцелярские обороты, вроде полного наименования всех ведомств с указанием их государственной принадлежности. Но даже этот округлый канцелярит не мог сгладить основную причину — Минюст отказал Минобрнауки в государственной регистрации программ, так как документ был ненадлежащим образом оформлен. В результате программы оказались затянуты в трясину бумагооборота, даже сама чиновница пожаловалась на излишнюю бюрократию, царящую в ведомствах.
«Министерство юстиции РФ вернуло Министерству образования и науки РФ этот приказ без государственной регистрации по причине непрохождения им ряда формальных процедур, которые должен пройти приказ при подготовке к утверждению, — объясняла Шмелькова. — В настоящее время мы проводим работу по процедуре прохождения оценки регулирующего воздействия».
Одного этого хватило бы, чтобы полностью саботировать реформу, но как на грех Минобрнауки допустило еще одну ошибку: в новой редакции 513-го приказа, утверждающего перечень профессий, по которым осуществляется профессиональное обучение, внезапно не оказалось профессии водителя автомобиля, троллейбуса и трамвая. У ряда автошкол стали возникать проблемы с лицензированием, так как не оказалось правовых оснований для введения профессионального обучения, как того от них требует закон. «Здесь министерство должно принести некоторые извинения, — признала представитель Минобрнауки. — Но мы эту ситуацию уже исправили, и в ближайшее время все должно быть хорошо».
Однако Генпрокуратура извинениями не удовлетворилась, пообещав дать произошедшему правовую оценку. «Нас удивляет тот факт, что для Минобрнауки стала каким-то новшеством необходимость согласования документа с Минюстом, — подчеркнула Анастасия Ефремова. — Со стороны Минобрнауки была допущена волокита, не было налажено надлежащего взаимодействия с заинтересованными ведомствами, что и привело к сложившейся ситуации. В настоящее время ведомству готовится предписание».
Старые грабли нового закона
Даже в тех пунктах, где закон, казалось бы, заработал, неразбериха продолжается. Например, это касается отмены самоподготовки водителей. Шаг, безусловно, разумный, если учесть, что, согласно статистике ГИБДД, «самоподготовщики» в 2,2 раза аварийнее водителей, прошедших хоть какое-то обучение в автошколах. Однако, по словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол России Татьяны Шутылевой, организации, предлагавшие услуги самоподготовки, никуда не делись. Они просто сменили вывески, пользуясь упрощенной системой получения лицензии, и продолжили «кошмарить» рынок ценовым демпингом и невероятно короткими сроками обучения.
«Данные организации занимаются демпингом цен, предлагая свои услуги в пять раз дешевле нормальных автошкол. Если средняя стоимость обучения по Москве составляет 25-30 тысяч руб., то бывшие «самоподготовщики» предлагают свои курсы за 5-6 тысяч», — заявила она, отметив, что такая недобросовестная конкуренция представляет проблему для 97% автошкол России, нацеленных на добросовестное обучение. Кроме того, продолжила Шутылева, отсутствие государственной программы льготного выделения земли под автодромы приводит к невозможности соответствовать новым лицензионным требованиям в целом ряде регионов страны.
То, что вопрос с фейковыми автошколами стоит действительно остро, подтвердили представители профессионального сообщества, присутствовавшие в зале. «Запишите адрес, — обратился к Ефремовой представитель норильских автошкол. — Улица Бегечева, 64. Там сняли три комнаты, поставили тренажер на кухне, компьютер и посадили обучать бабушек-одуванчиков, у которых даже прав нет. Продают свидетельства и дарят на память флешку с правилами дорожного движения». По словам автопедагога, им «железно обещали», что дистанционное обучение будет прекращено. Инструкторы и сотрудники ГИБДД поддерживали это решение, «как Крым поддерживает присоединение к России». Но в результате все осталось по-старому.
Впрочем, главной проблемой, тревожащей профессиональное сообщество, все же остается отсутствие примерных программ подготовки водителей. Если ведомства не разберутся с этим до конца апреля, автошколы ждут серьезные проблемы. Ведь с 5 мая лицензирование школ будет строже, а работающих без лицензии начнут нещадно штрафовать. Однако получить лицензию без обучающих программ невозможно. Своеобразный итог круглого стола подвел другой представитель профессионального сообщества автошкол южного региона России.
«Уважаемые коллеги, уважаемые министерства, я так понял, что прокуратура не может ответить, Министерство образования не может ответить, Минэкономразвития просто нас не уважает — от них сегодня никто не пришел. Так когда будут программы? — настойчиво вопрошал он. — Получается, что никогда. Уважаемая прокуратура, ответьте нам, пожалуйста, к кому нам обращаться с этим вопросом? Лично к Путину? Мы ведь соберемся и пойдем. Но тогда зачем вы, уважаемые министерства, вообще все нужны?»