Одно название – Sport!

Проверяем автомобили с приставкой «Спорт» на соответствие имени. Соперники: вседорожники Mitsubishi Pajero Sport, Ford Explorer Sport и полноприводный пикап SsangYong Actyon Sports.

01

01

ЧТО В ИМЕНИ

Помните, да – «в воскресенье побеждай, в понедельник продавай»? Поэтому шильдик SPORT можно увидеть на самых разных автомобилях – даже на тех, что никаких ассоциаций с гонками не вызывают. Вот мы и решили проверить, есть ли хоть толика драйва в «Форде-Эксплорер Спорт», «Мицубиси-Паджеро Спорт» и «СанЙонге-Актион Спортс».

«Японец», пожалуй, самый знаменитый в этой троице. Первое поколение «Мицубиси-Челленджер» появилось на японском рынке в 1996-м, а годом позже вседорожник пошел на экспорт. В США – под именем «Монтеро Спорт», в Великобританию – как «Сёгун Спорт», а в большинстве европейских стран он известен как «Паджеро Спорт». Легенда гласит, будто амбициозная приставка олицетворяет успехи «Мицубиси» в ралли-рейдах. Усомнимся: в том же 1997 году появилась омологационная версия «Эволюшн» на базе «настоящего» «Паджеро» второго поколения – с перелопаченной ходовой и форсированным до 280 сил мотором. А та модель, что нарекли «Спортом», хоть и была изначально построена на платформе того же «Паджеро 2», в дальнейшем пошла по другому пути развития и сейчас продолжает щеголять рамой и агрегатами утилитарного пикапа «Мицубиси-L200». Ее старенький 222-сильный мотор за 33 года жизни отметился на десятках самых разных машин.

«Форд-Эксплорер» у нас известен меньше. В 1991 году американцы обозначили как «Спорт» трехдверный кузов только появившейся модели, так было и в следующем поколении. А вот в третьей генерации «Эксплорера» трехдверку лишь причесали под большого брата, изменив дизайн, но оставив архаичную ходовую. Потом на несколько лет о «Спорте» забыли и возродили его уже в 2013 году – пятое воплощение «Эксплорера» обзавелось заряженной версией.

Пикап на удивление легко ведется в сколь- жениях – на кроссовой трассе управлять им приятнее всего!

Кузов о пяти дверях аналогичен обычному, но усилен растяжкой между передними стойками, крепление рулевого механизма к иному подрамнику стало жестче, а пружины и амортизаторы – с другими характеристиками. Главное отличие под капотом: 3,5-литровый V6 с турбонаддувом развивает 360 л.с. против 294 сил атмосферной версии того же объема. С таким, пожалуй, можно и зажечь!

Например, на залитой льдом кроссовой трассе ЦСКА, куда мы повадились таскать большие полноприводники. А что, управляемость оценим на ней, а потом махнем в лес по бездорожью! Если же застрянем, то армейский КАМАЗ вытянет любую машину. Даже «Эксплорер Спорт» со снаряженной массой 2235 кг, не говоря о двух тоннах «Паджеро Спорт» и пикапа «СанЙонг-Актион Спортс».

«Не, ну мы еще понимаем – «Паджеро» с «Эксплорером» сравнить. А пикап-то тут с какого боку?» – прагматичность военных из ЦСКА всегда вызывает уважение. Но грузовичок у нас тоже «спортивный»! В начале 2000-х «СанЙонг» выпускал пикап «Муссо Спортс», а в 2006 году его сменил «Актион Спортс», переживший рестайлинг пару лет назад. Впрочем, и в нынешней ипостаси похвастаться ему особо нечем. Взять хоть самый слабый (149 л.с.) в трио двигатель…

Самый тяжелый, на нешипованных шинах, «Форд» оказался самым медленным на кроссовой трассе.

Впрочем, дизельная тяга заметно выше, чем у бензинового «Паджеро Спорт», – 360 Н·м против 281 Н·м. В остальном «корейца» роднят с «японцем» и рамная конструкция, и подвешенный на пружинах задний мост, и рулевой механизм, заставляющий крутить руль четыре с лишним оборота от упора до упора.

БЕГ ПО КРУГУ

В «Мицубиси» первые круги по ледовой трассе даются нелегко. Мало того что в заносе баранкой надо работать сверхактивно, так она еще начисто лишена обратной связи! Переложив вседорожник из скольжения в скольжение, в какой-то момент легко запутаться: вернулся руль в прямолинейное положение, нет ли – понимаешь лишь спустя десяток метров. Ведь даже с повернутыми колесами под тягой «Паджеро Спорт» едет вперед – поворачиваемость недостаточная. Попытки довернуть машину газом безрезультатны: пока передняя ось не найдет сцепления с дорогой, «Мицубиси» может пересечь всю хоккейную площадку в безвольном сносе. И даже цепкие шипованные шины не помогают! А выставишь «Паджеро Спорт» контрсмещением, чтобы боком прописать дугу, – тут бензиновому мотору не всегда хватает тяги для силового скольжения.

Чтобы заставить «Паджеро Спорт» ехать быстро по ледовой дорожке, надо изрядно поста- раться. При скоростном рулении иногда прикусывает ГУР.

Вспомним о возможностях трансмиссии «Супер Селект»? Можно включить пониженный ряд раздатки – тогда момент на колесах возрастет, вдобавок отключатся ABS и система стабилизации. Ведь прямое назначение этого режима – форсирование бездорожья, где упомянутые ассистенты скорее мешают, чем помогают. Но… Вроде всё сделали по инструкции: остановились, поставили «автомат» в «нейтраль», махнули рычагом раздатки... и, похоже, не довели его до фиксированного положения, перед тем как тронуться. В общем, селектор «Супер Селекта» застрял, и остался стандартный полноприводный режим. На следующий день в сервисе выяснили: случись такое в глухой деревне, можно самому снять накладку на центральном туннеле и освободить заклинивший механизм переключения. Но поначалу отстранили «Паджеро Спорт» от скоростных заездов, сменив на его противоположность – «Форд-Эксплорер Спорт».

Посадка в этом «бегемоте» легковая: тут нет рамы и сиденье расположено привычнее. Еще – американский шик! – можно подвигать педальный узел электроприводом. Правда, на этом фоне ручная регулировка рулевой колонки выглядит жмотством, ну да ладно. Главное, что сам руль делает меньше трех оборотов. И пусть электроусилитель вносит некоторую искусственность – все равно обратная связь тут куда лучше. Жаль, что система стабилизации не отключается – через меню маршрутного компьютера можно отказаться только от противобуксовочной.

Но мы все же поездили некоторое время без электроники! Причем без всякой, даже без электроусилителя руля. Только мы приноровились к характеру «Форда» и влились в ритм после десятка кругов, как «Эксплореру» стало нехорошо. Первой сдурела стабилизация, видимо, перегрев тормоза в попытках осадить скольжения, потом сдалась муфта, подключающая задние колеса. Выход из виража – но помощь задка не ощущается, система стабилизации уже не пытается заправить автомобиль в поворот, а на пит-лейн заезжали «наматываясь на руль»: усилитель взял перерыв и вывесил табличку с просьбой не беспокоить.

После «Форда» в «СанЙонг» забирались с ворчанием – что за сиденье! Что за дурацкая баранка! А этот широченный туннель, к которому жмется педаль газа! Похоже, пилоту придется поработать. Но, как ни удивительно, трудовой процесс не выматывает. Пусть руль длинный, зато не такой пустой, как у «Мицубиси». Что так влияет на управляемость «Актиона Спортс» – база, развесовка, настройки подвесок или полного привода, не принципиально. Главное, что пикап, хоть и не погружает в море адреналина, – пожалуй, самый покладистый из этих вседорожников.

Он охотнее реагирует на руль, увереннее цепляется передней осью за лед и легко ведется газом в скольжении. Здесь нет ломовой тяги «Форда» – дизель все время урчит вблизи 4000 об/мин, но потенциала хватает, чтобы держать пикап в стабильном скольжении. И, как частенько бывает, борьбы с машиной меньше, а результат лучше. С кроссовой трассы «СанЙонг-Актион Спортс» уезжает победителем, совсем чуть-чуть, на 0,2 секунды опередив «Мицубиси-Паджеро Спорт». А «Форд» проиграл им около полутора секунд – причина в большой массе, нешипованных шинах и межосевой муфте, не рассчитанной на такие нагрузки.

ПОЛНЫЙ ФИНИШ

Мы дождались, когда «Эксплорер» оклемается, и поползли в лес по колее от армейского УАЗа. Будем считать это разновидностью спорта – охота, рыбалка требуют хорошей проходимости. «Американцу» на территории российской воинской части неуютно. Низкий бампер чиркает о промерзший грунт, и там, где конкуренты буквально летят, приходится осторожничать. В засыпанный снегом овраг мы и вовсе не стали соваться: наверх надо выскакивать ходом, а в колее можно попрощаться с бампером. Если же не ровен час забуксуешь, придется снова ждать, пока остынет муфта.

Увереннее всего в таких условиях сидишь за рулем «Мицубиси» – непробиваемая подвеска, хорошо изолирующий от ударов руль. Даже на верхнем ряду трансмиссии такие испытания для него – семечки. Может, не зря все же в легенду о «Спорте» вплели историю ралли-рейдов? Но и «СанЙонг-Актион Спортс» не менее уверенно прополз теми же тропами! Сели лишь однажды, разворачиваясь в снежной целине, но качнулись вперед-назад – и выбрались своим ходом. Понижайка и тут не понадобилась.

Так кто же победил? У «Мицубиси» первое место вне дорог и второе время круга на ледовой дорожке, «СанЙонг» чуть быстрее – и понятнее! – на кроссовой трассе и почти так же хорош в глубоком снегу. Аутсайдером в наших условиях оказался «Форд», причем в обеих дисциплинах. Но сравни мы автомобили летом – например, по динамике разгона или по популярности у девчонок, – и он стал бы лидером. Ведь дрэг-рейсинг и кафе-рейсинг тоже спорт, не так ли?

Подпишитесь на «За рулем» в