Nissan Qashqai – вождь племени
НОВЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ?
Пятичасовой перелет до Мадрида дал достаточно времени для размышлений о перспективах нового «Кашкая». За что в России ценили предыдущую модель, не растерял ли преемник ключевых составляющих успеха? Первое знакомство я свел с бензиновым турбомотором объемом 1,2 л. В линейке двигателей он заменил 1,6-литровый атмосферник такой же мощности – 115 л.с. С механической коробкой передач малолитражный «Кашкай» едет на удивление приятно, при троганье не норовит заглохнуть, на обгонах не пугает вялостью. Официальные цифры обещают превосходство над старым мотором по всем фронтам. Так что успокою тех, кто присматривается к базовой версии: по динамике и аппетиту она будет не хуже нынешней. Конечно, сделать краски блеклыми нетрудно: подсадить еще пару человек с багажом, включить кондиционер, заменить «механику» вариатором. Но давайте откровенно: у некоторых базовый агрегат невесел и при минимальной нагрузке.
Зная предубеждение (и я, признаться, его разделяю) немалой доли соотечественников против малолитражных «жужжалок», опробовал машину со старым проверенным атмосферником и вариатором. Двухлитровый мотор сохранили специально для России: турбодвигателя объемом 1,6 л, более мощного, у нас не будет. В части динамики – никаких откровений. Давно знакомые агрегаты перенесли на новое поколение, облегчив снаряженную массу примерно на полсотни килограммов. Если вас устраивает уходящий «Кашкай» с этим же набором, то не разочарует и новый. Кроссовер с безнаддувным двигателем и вариатором по показателям разгона схож с 1,2-литровой модификацией на «ручке», но субъективно кажется медлительнее. А все дело в заунывном вое мотора на постоянных оборотах. Кстати, с полным приводом у нас будет доступна только машина с такой силовой установкой.
Куда более приятные впечатления оставил 130-сильный турбодизель с вариатором. Мощный подхват следует с холостых оборотов, и я с непривычки поначалу норовлю подтолкнуть в бампер соседей по полосе. Взрывной характер быстро сходит на нет с ростом скорости, но сил хватает для уверенности и в городской черте, и на трассе. Однозначно лучший выбор по части удовольствия от езды и экономичности. Правда, цена такой версии вряд ли покажется привлекательной, большинство проголосует рублем за привычную бензиновую. А ежели не нужен полный привод, к тому же вы чаще едете, чем стоите в пробках, настоятельно советую присмотреться к машинам с механической коробкой – понравились и четкость включения передач, и настройки сцепления.
ШАХМАТЫ ТОЖЕ СПОРТ
Нас интриговали спортивным характером нового «Кашкая». Но в двигателях он не проявился и вариатор на атлета не тянет – за них отыгрывается подвеска. В топовой комплектации кроссовер поставили на 19-дюймовые (!) колеса. Шины 45-го профиля похожи на акынов: без устали рассказывают пассажирам обо всем, что чувствуют сами. И это на пусть не самых идеальных, но все же неплохих дорогах Испании. А теперь мысленно перенеситесь на наш асфальт, сошедший вместе со снегом. Причем энергоемкости шасси, скорее всего, хватает, но все же трясет изрядно. Дело исправит выбор более скромного уровня оснащения... или дизель. Машина с 1,6-литровым мотором на тяжелом топливе оказалась мягче остальных. Видимо, сказывается бóльшая снаряженная масса. В меню бортового компьютера – два режима усилителя руля. Но разница между ними заметна слабо, да и информативность у штурвала невысока. Не упирай маркетологи на слово «спорт» так усердно, никто и не придирался бы. Но коли пообещал – изволь соответствовать.
Сильная сторона «Кашкая» – шумоизоляция. Японские модели с каждым поколением прогрессируют по этому параметру. В машине тихо даже на 130 км/ч при шершавом асфальте под колесами. Причем дизель с вариатором и по акустике комфортнее бензиновой версии. На холостых же он выдает себя тихим приятным рокотом.
ПОВЫШАЕМ СТАВКИ
Хотя предшественник и опережал конкурентов по качеству отделки, все же над интерьером поработали основательно. Настройка сиденья занимает минимум времени, оно оптимально распределяет нагрузку и хорошо держит в поворотах. Сзади удобно усядутся только двое. Пресс-релиз гласит, что потолок стал выше на 10 мм. Однако в машине с опционной панорамной крышей у меня при росте 186 см над головой остается сантиметра полтора до обшивки потолка. Боюсь, первая же кочка намекнет рослым пассажирам «галерки», что они тут лишние. В европейских «Кашкаях» центральная консоль лишена воздуховодов к заднему дивану. Нас уверили, что российские машины их получат.
Ездовые параметры, дизайн, комфорт, опции – прогресс новичка виден по всем статьям. Наворотов у модели в избытке: светодиодные фары, автопарковщик, системы экстренного торможения, поддержания рядности и еще пяток электронных контролеров. Все они, разумеется, небесплатные.
ПЛЮС Привлекательный дизайн, добротная шумоизоляция, бодрый 130-сильный дизель. МИНУС Вялый разгон бензиновых версий с вариатором. Обилие опций поднимет цену.
ИСТОРИЯ ПЛЕМЕНИ «КАШКАЕВ»
Премьера родоначальника семейства [1] прошла осенью 2006 года на мотор-шоу в Париже. Машину полностью разработали в Европе с учетом вкусов местных покупателей. Это первый подобный опыт «Ниссана». Конвейер на заводе в Сандерленде запустили в декабре того же года.
В середине 2008 года предложили версию «+2» [2]. Кроссовер стал на 211 мм длиннее, получил увеличенную на 135 мм колесную базу и третий ряд сидений, пригодный, правда, только для детей или в случае совсем коротких поездок.
Единственный рестайлинг [3] модель пережила на рубеже 2009-2010 гг. Внешность изменилась несильно, обновленный вариант проще всего узнать спереди. Интерьер облагородили переработанной передней панелью и комбинацией приборов.
А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
При разработке новых машин маркетологи всё дальше оттесняют инженеров. И большинство фраз, говорящих о первенстве и лидерстве модели, содержат не всегда точную информацию. Например, первый не в мире, а лишь в Европе. Если кто-то засомневается, тогда уточнят. Остальные же пусть верят на слово.
Меня удивило утверждение, что в конце 2006-го «Кашкай» основал класс компактных кроссоверов. Неужели тогда не делали «паркетников» длиной около 4,3 м с моторами 1,5–2,0 л? Еще как делали! К примеру, в самом разгаре была карьера «Хёндэ-Туссан» и «Киа-Спортидж», выпускавшихся с 2004 года. При сопоставимой длине они имели в точности такую же колесную базу – 2630 мм, передний или полный привод, 2-литровые бензиновые и дизельные моторы. В дебютный для «Ниссана» год вышли в свет «Додж- Калибр» и третье поколение «Тойоты-RAV4» – тоже предельно близкие по габаритам и энерговооруженности.
Ах да, у базовых моторов «Кашкая» объем 1,5–1,6 л, тогда как указанные конкуренты стартуют с 2,0 л. Но и тут первенства не получится. В том же 2006-м завершили карьеру «Хонда HR-V» и второй RAV4, имевшие под капотом 1,6 и 1,8 л соответственно. Причем эта парочка была даже чуть компактнее «Ниссана». Так в чем же «Кашкай» стал первым, господа маркетологи? Уверен, у них всегда найдется ответ. Работа такая.
НА ПЕРЕДОВОЙ
Не погрешу против истины, назвав «Кашкай» второго поколения родоначальником нового дизайна марки. Вслед за самым компактным кроссовером его примерят «Х-Трейл» [1] и «Мурано». Из легковых моделей первой станет «Максима». Последние две машины пока существуют только в виде концептов под именами «Резонанс» [2] и «Спорт Седан» [3] соответственно.