Дайте шанс ребенку!
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АКСЕССУАР
ДАЙТЕ ШАНС РЕБЕНКУ!
ПОДБИРАЕМ ДЕТСКОЕ СИДЕНЬЕ
ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ, ВЛАДИМИР ТРУСОВ
Кадр первый: на заднем сиденье ребенок, ремни безопасности не пристегнуты.
Кадр второй: автомобиль врезался в препятствие, ребенок по инерции налетает на спинку переднего сиденья.
Кадр третий: отброшенное спинкой назад, маленькое тело, похожее на бесформенный куль, пробивает заднее стекло и...
Стоп! Успокойтесь, это кинограмма всего лишь имитации столкновения с участием детского манекена. Пострадавших нет, хотя холод в груди при мысли о собственных малышах остается надолго.
Жизнь человека бесценна - вряд ли кто будет с этим спорить, и чтобы сберечь ее, совершенствуют старые и создают все новые и новые средства безопасности в автомобиле. Самые распространенные - ремни и разнообразные надувные подушки - рассчитаны на взрослых пассажиров. Для детей же, особенно маленьких, они не только бесполезны, но часто и опасны: наш старый знакомый диагональный ремень ложится как раз на шею ребенку, а воздушная подушка для него слишком жесткая. В конце концов, малышу просто неудобно на "взрослом" месте. Чтобы сделать поездки безопасными и комфортабельными, выпускают детские удерживающие устройства, а попросту, детские кресла. По сравнению со штатными средствами безопасности они в семь раз (!) снижают для ребенка риск гибели и получения тяжелых травм.
В зависимости от веса и, примерно, возраста ребенка кресла подразделяют на пять категорий:
В "нулевые" входят автоколыбели и собственно кресла. В первых лежа, как в кровати, может спать даже новорожденный (его фиксируют поясным ремнем на "липучках"). Колыбель устанавливают поперек машины на заднем сиденье и пристегивают автомобильными ремнями. Корпус делают цельным или состоящим из двух шарнирно соединенных половин (фото 1), которые допускают полулежачую посадку. Для кресел этой категории такое положение единственно возможное (фото 2, 3). В машине их устанавливают спереди или сзади. Но обязательно лицом против хода! - с использованием трехточечных, а иногда лишь поясных автомобильных ремней безопасности.
Дело в том, что перегрузку в направлении "грудь-спина" человек переносит легче всего, а для неокрепшего тельца ребенка также важны распределенная опора на всю поверхность спины и, особенно, фиксация головы. Масса последней у младенца составляет до 25% от общей, против 6% у взрослого, - не говоря уже о перегрузках при аварии: представьте себя в 15-килограммовом шлеме! Кресла этой группы обычно установлены на основании и снабжены встроенными трехточечными ремнями (два плечевых и так называемый брасовый, проходящий между ног) с удобным устройством быстрого подтягивания.
Лучший подарок на первый день рождения - кресло категории "1" (фото 4). В машине оно располагается уже лицом по ходу движения. Это прочный пластиковый ковш на пластиковом же или металлическом трубчатом основании с регулировкой угла наклона для бодрствования и сна. По мере роста ребенка плечевые ветви встроенных пятиточечных ремней - как правило, с механизмом подтягивания - переставляют в более высокие прорези спинки.
Не всем родителям, однако, по карману часто менять кресло, поэтому более востребованы универсальные модели, пригодные для использования в категориях "0"/"1" (фото 5, 6) - они почти не отличаются от "1", но допускают положение "задом наперед". Есть кресла, охватывающие даже три категории, например, "1"/"2"/"3". От одних, по мере взросления ребенка, отсоединяют некоторые части (фото 7), другие обладают множеством регулировок, позволяющих, не меняя конфигурацию, производить точную настройку (фото 8). Расплата за столь широкую универсальность - либо худшие эргономические показатели в крайних категориях (слишком сильно отличаются размеры восьмимесячного и двенадцатилетнего ребенка), либо, если эти проблемы удается решить, более высокая цена изделия.
Для детей постарше большее распространение получили два вида умеренно универсальных устройств категорий "2"/"3". Более удобные, эффективные (и дорогие) кресла состоят из подушки и отсоединяемой спинки (фото 9), а сравнительно дешевые подушки (фото 10, 11) лишь обеспечивают высокую посадку и более близкое к оптимальному расположение ремней на теле. Отметим только: если ребенок превысил возрастные или весовые рамки категории "3", но рост еще меньше 150 см, применение кресла для него в Европе остается обязательным.
В креслах старших, а в некоторых случаях - даже и категорий "1", для фиксации подросшего ребенка применяют штатные привязные ремни автомобиля. Очевидный, на первый взгляд, недостаток - всего три да еще несимметрично расположенных точки крепления ремней - компенсируется их простотой и надежностью. Это немаловажное преимущество - специальные исследования выявили до 63%, а в отдельных случаях и до 90% ошибок при пользовании сложными привязными системами. Некоторые родители со временем вообще отказываются от встроенных ремней, если их трудно застегнуть. Словом, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Между прочим, на безопасность непосредственно влияет и комфортабельность кресла - в неудобном малыш просто не захочет ездить.
Устанавливаемые по ходу кресла с встроенной привязной системой имеют существенный недостаток - штатные ремни, удерживающие достаточно тонкое основание, проходят практически вдоль спинки сиденья (в поперечной плоскости автомобиля) и не исключают значительного перемещения вперед в случае столкновения. Недостаточно хороша и боковая фиксация. Всего этого лишена получающая все большее распространение система "Изофикс", когда кресло жестко крепится непосредственно к кузову автомобиля. Некоторые автопроизводители идут другим путем - встраивают детские кресла в трансформируемый интерьер машины.
Так нужно ли ждать, когда грянет гром? Не лучше ли собраться с силами и оградить жизнь наших детей от беды. Что для этого подойдет вам, решайте сами. Выбор - велик.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ "ДЕТСКИЙ МИР", ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЗА РУЛЕМ", КОМПАНИИ "ОЛЛ СТИЛЬ", "КАСПИ" И "ФОРТИКС"
ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ КРЕСЕЛ.
Внимание! В сентябре выйдет в свет приложение к журналу -
"Экспертиза "За рулем".
Jane Matrix (Испания).
Категория
"0+".
Цена
2572 руб.
Обеспечивает лежачее положение, наиболее удобное для самых маленьких, в том числе новорожденных, но фиксация колыбели ремнями на заднем сиденье весьма сложна. С поднятой спинкой образует кресло. Может быть установлено на специальное шасси-коляску.
Chicco Little Transit
(Италия).
Категория
"0".
Цена
3658 руб.
Подпружиненное кресло-качели, в машине фиксируется стопором. Основание неотъемное. Имеется ручка и противосолнечный козырек.
Peg-Perego Primo Viaggio (Италия).
Категория
"0+".
Цена
2300 руб.
Быстроразъемное с основанием кресло-люлька для перевозки или переноски младенца. Снабжено ручкой и противосолнечным козырьком. Можно устанавливать на шасси-коляску.
НАША СПРАВКА
Пункт 22.8 Правил дорожного движения Российской Федерации гласит: "Запрещается перевозить детей до 12 лет на... переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства". Дорожное законодательство большинства развитых стран в этом еще строже и вообще запрещает перевозку детей без удерживающих устройств. Требования к ним, например, в Европе регламентированы нормой ЕСЕ-R44 Европейской экономической комиссии. Кресла, сертифицированные на соответствие этой норме, помечены меткой - буква "Е" в кружочке и под ней номер протокола испытаний.
Maxi-Cosi Priori (Италия).
Категория "1".
Цена
6000 руб.
Почти не отличается размерами от универсальных кресел для групп "0" и "1". Массивные пластиковые основание и кресло соединены четырьмя направляющими. Легкая регулировка угла наклона.
Brevi Grand Prix (Италия).
Категории
"0"/"1".
Цена
3170 руб.
Стальное рамное основание, кресло закреплено на оси возле спинки, что требует значительного усилия для установки в наклонном положении. Глубокая низкая посадка обеспечивает плотную фиксацию ребенка, но затрудняет обзор в стороны.
Bebecar 889 Plus
(Порту-
галия).
Категории
"0"/"1".
Цена
5723 руб.
Пустотелые пластиковые основание и кресло соединены двумя дугообразными направляющими. Боковой фиксатор делает невозможной регулировку наклона одной рукой. Сложный центральный замок, нет подтягивающего ремешка, есть съемный подголовник.
Deltim (Польша).
Категории "1"/"2"
/"3".
Цена
3658 руб.
На стальном основании по направляющим скользит L-образная рамка и к ней прикреплены подушка и спинка. Регулируется по углу наклона (нечетко) и длине спинки. Для группы "2" демонтируют основание, для "3" - оставляют лишь подушку. Подголовник на "липучках", трехточечные ремни (для категории "1") без подтягивающего ремешка.
Практически у всех современных автомобилей на правой боковине передней панели предусмотрено отключение пассажирской подушки безопасности (если она есть при установке детского кресла).
Junior (Италия).
Категории
"2"/"3"
Цена
445 руб.
Формованный пенопластовый блок
в съемном матерчатом чехле.
Recaro Start (Германия).
Категории
"1"/"2"
/"3".
Цена
7500 руб.
Единственное, построенное без скидок на "детскость": алюминиевая рама с упругой сеткой на подушке и спинке. Каждое кресло имеет индивидуальный номер и паспорт. Два положения по углу наклона, регулируемые по длине подушка и спинка, а также ширина плечевых упоров. Для переноски и хранения складывается. Фиксация - автомобильным трехточечным ремнем. Дополнительно устанавливают пакет "Юниор", подножку, подголовник для сна и некоторые другие элементы.
Maxi-Cosi Rodi (Италия).
Категории
"2"/"3".
Цена
4490 руб.
Пластиковые подушка и спинка соединены шарнирно, подголовник регулируется по высоте в широких пределах. Для фиксации используют штатный трехточечный автомобильный ремень. Для категории "3" спинку отсоединяют, используя лишь подушку.
Bingo Rucky (Германия).
Категории
"2"/"3".
Цена
1200 руб.
Пластиковый контейнер с мягкой накладкой. Может быть использован как рюкзак (предусмотрены крышка с замками и специальные ремни).