Нефть, газ и колеса

НЕФТЬ, ГАЗ И КОЛЕСА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПРОВИНЦИЯ?!

НЕФТЬ, ГАЗ И КОЛЕСА

В СУРГУТЕ ПОЧТИ КАЖДЫЙ ВЗРОСЛЫЙ -

С "ПРАВАМИ" ВОДИТЕЛЯ

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

У 380 тысяч горожан около 110 тысяч автомобилей. Плотность потока - 400 машин на километр дороги (норма - 200). На учете больше тысячи "лендкрузеров", по два десятка "гелендевагенов" и "ауди-А8", уже есть три новомодных вседорожника БМВ. А о всяких там "ниссанах" с "мицубиси" и говорить нечего: кто их считает!

НАМ БЫ ЭТИ ДОРОГИ

Сургут - город богатый. Нефть, газ, электроэнергия (здесь - крупная гидроэлектростанция) приносят хорошие деньги. Где они - там банки, торговля... В прошлом году доходы городского бюджета перевалили за 14 миллиардов рублей. Если по-шариковски "взять и поделить", получится почти по 37 тысяч на брата-сургутянина!

Конечно, так их никто не делит. Что-то доплачивают бюджетникам, что-то тратят на оснащение школ, поликлиник, ГИБДД (кстати, у местных автоинспекторов более пятидесяти патрульных автомобилей, 12 современных радаров "Искра", шесть видеофиксаторов!). Строят дома, дороги, школы и больницы. Неплохо строят, надо сказать. Дороги в Сургуте, без преувеличения, лучше московских: хотя суточные перепады температур в 40 градусов здесь не редкость, покрытие не растрескивается, не разрушается. Никаких чудес - импортные добавки в асфальт. Недешево, конечно, зато экономно. Говорят, покрытие не требует ремонта лет шесть-семь.

А осенью прошлого года открылся мост через Обь - теперь Сургут не отрезан своенравной рекой от Большой земли. Если раньше из Тюмени сюда можно было добраться только по понтонам или зимой по льду, то сейчас - красота! Причем, красота и в самом прямом смысле: изящное, при всей своей масштабности, сооружение, вечерами подсвеченное, чем-то напоминает знаменитый мост над заливом Золотые ворота в Сан-Франциско.

ИХ НРАВЫ

Не все, однако, так радужно. Местные жители говорят, что теперешняя связь с Большой землей добавила им хлопот: в обособленный еще недавно город хлынули не только блага цивилизации, но и ее болезни. И самой большой бедой Сургута стала наркомания. Ездят одурманенные и за рулем. Сотрудники ГИБДД стараются таких отловить, ежемесячно одного-двух наркоманов-водителей отдают под суд, но кардинально это проблему решить не может.

Впрочем, пьяниц, управляющих автомобилем, все равно намного больше (что само по себе, конечно, не утешение). Привык народ к пустынности здешних мест, никак не возьмет в толк, что жизнь изменилась.

- Тут как-то выступил по телевидению, предупредил: завтра рейд, будем ловить пьяных, причем на дорогах, где много дачных массивов, - рассказывает командир отдельного батальона ДПС Александр Разуваев. - У нас там как выходные, так рост ДТП. Вышли в рейд, час стоим, два, три, уже час ночи - ни одного пьяного! Ну, думаю, воспитал. И вдруг, ближе к двум, как прорвало: 43 человека задержали почти сразу! Откуда, говорю, вас столько? А они: командир, мы думали, ночью стоять не будете.

Картинка была прямо для кино: посреди ночи к городу шла колонна "арестованных". Впереди и сзади - машины ДПС, а между ними - четыре десятка автомобилей с инспекторами за рулем и нетрезвыми водителями рядом.

Впрочем, если кому-то покажется, что автомобилисты в Сургуте плохой народ, он ошибется. Во-первых, они вежливые, пропускают, не подрезают, в городе ездят спокойно. Во-вторых, они... уважают пешеходов! Специально полчаса стояли перед переходом и наблюдали, как перед каждым человеком, едва приблизившимся к "зебре", замирают все автомобили! Ну просто бальзам на сердце: встают как вкопанные и "мерседесы", и грузовики, и "уазики". А пешеходы так по одному, вразвалочку, переходят дорогу, пока плотный, в четыре ряда, поток машин их ждет. Заграница прямо!

ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ АВТОМОБИЛИЗМА

Автомобилизация Сургута идет такими сумасшедшими темпами, что поспевать за ней трудно. Машинами битком забиты все дворы, на детские площадки просто не остается места. На улицах - пробки. Особенно непробиваемые утром - на выезд из города (народ едет на работу), вечером - на въезд. Дороги хоть и расширяют, но этого явно не хватает. Сравнительно недавно построили участок, который местные окрестили "пять минут Америки": по две полосы в каждом направлении, посредине - "отбойник" с мачтами освещения. Но и здесь уже не разгонишься - едут бампер в бампер.

Сегодня ежедневно регистрируется 130-150 новых автомобилей, скоро будет еще больше. А пока одно из самых "горячих" мест в городе - РЭО. К площадке регистрации автомобилей новоявленные владельцы подтягиваются с шести утра. К девяти, началу работы ГИБДД, машинами уже забита вся, приличных размеров, территория, а очередь тянется вдоль улицы. Документы принимают и "номера" выдают в маленьком сарайчике, куда, как сельди в бочку, набиваются водители. Впрочем, у сотрудников ГИБДД, занимающихся регистрацией, условия не лучше. Все ждут не дождутся, когда достроят новое здание автоинспекции (грозятся к концу года) и постановка на учет нового автомобиля будет занимать (так обещают в РЭО) от силы полчаса. Видя темпы строительства, современнейшие компьютеры в ГИБДД, веришь, что, скорее всего, так и будет.

...Проблем из-за автомобильного бума в нефтегазовых краях много. Но уж лучше пусть возникают трудности из-за роста, чем будет вечный покой прозябания. Автомобильной жизни Сургута, какой бы беспокойной она ни была, невольно завидуешь: это - жизнь!

"Зажигалка", "Крейсер "Аврора", "Пирамида" - сургутяне придумывают прозвища новым шикарным офисам, выросшим в последние годы на здешних улицах. Теперь они, а не дома в стиле "барокко" определяют лицо города. Сказочно похорошело здание администрации, построена замечательная библиотека... Впрочем, одноэтажный "частный сектор" - это тоже Сургут.

Новое здание РЭО, говорят, не будет уступать в щегольстве новостройкам нефтяников и газовиков. Пока же получение "номеров" - не просто праздник, а настоящая победа.

Не удивляйтесь: это только снаружи фирменный автосалон "Форда". Внутри каких только марок нет. Торгуют и УАЗами, и ВАЗами, и подержанными иномарками - продают до тридцати штук ежемесячно. А вывеска - это докризисное "наследие". Хотя, говорят, недавно стали пользоваться большим спросом "фокусы".

В Сургутском батальоне ДПС решили создать женское подразделение. Дали объявление. Конкурс был, как в театральный, - 30 человек на место! Отобрали 12 лучших: "спортсменок, комсомолок, красавиц". Зоя Губенко - одна из них. Мастер спорта, машину водит классно, поступила в школу милиции. Сказать ей "командир, давай договоримся", язык не поворачивается - водителей это дисциплинирует...

Во дворах не протолкнуться из-за припаркованных машин. А из окон близлежащих домов к импровизированным стоянкам тянутся провода - народ

выносит розетки для включения предпусковых

подогревателей. Кстати, в морозы один из самых распространенных способов угона - увести

автомобиль, оставленный владельцем с работающим двигателем.

Около 120 тысяч сургутян имеют "права" -

подавляющее большинство взрослого населения!

И ежедневно число водителей в городе

пополняется. В основном, за счет представительниц прекрасного пола.

Подпишитесь на «За рулем» в