Эссен-2001 - долгожители

ЭССЕН-2001 - ДОЛГОЖИТЕЛИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ЭССЕН-2001 - ДОЛГОЖИТЕЛИ

ИХ СОБРАЛА ПОД СВОЕЙ КРЫШЕЙ ВЫСТАВКА "ТЕХНО-КЛАССИКА"

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

Эти кузова много лет опаляло солнце и секли дожди, блестящие капоты покрывала пыль, а крылья страдали от ударов камней. Но им повезло избежать участи тех, что закончили свои дни в куче рухляди на заднем дворе или на автомобильном кладбище. Стараниями бережливых владельцев и заботливых реставраторов эти машины гордо выстроились в светлых павильонах выставочного центра в немецком Эссене, на крупнейшей в Европе выставке такого рода - "Техно-Классика".

Автомобили немало повидали на своем веку. Их фары освещали судьбоносные для мира события и скромные семейные праздники, а салоны, отделанные деревом и кожей, помнят немало людей, в том числе и тех, кто оставил свое имя в истории. Эти машины - свидетели событий ХХ века, им есть что рассказать друг другу и, конечно, нам. Прислушаемся...

"Кадиллак-D": "Большинство соседей - мои внуки, ведь мне уже 96! Во времена моей молодости на автомобили смотрели как на чудо. По знатности могу потягаться с любым аристократом: у меня всего 155 братьев, и все мы, "кадиллаки-D", - одного года рождения, 1905-го. В ту пору клиентов, способных заплатить 2800 долларов, в Америке, а тем более в Европе было немного. Сам папаша Лиланд, основатель фирмы, ездил на одноцилиндровой модели, стоившей в три раза дешевле. А у меня - первый в истории фирмы четырехцилиндровый мотор мощностью 30 л. с. Не улыбайтесь! В те годы такого "табуна" вполне хватало. Жизнь была степенной, размеренной. Это сегодня все несутся непонятно зачем и куда. Я попал в очень хорошую семью, правда, далеко от дома - в Британской империи. Зато ездил по живописнейшим местам, вдали от шумных городов. Меня берегли и лелеяли. Затем полвека прожил в тихом, уютном музее, а теперь выставлен на продажу. Но я совершенно спокоен: чуткий уход мне обеспечен. Ведь не всякий заплатит 530 тысяч марок или почти четверть миллиона родных долларов!"

"Изотта-Фраскини Типо 8А": "Послушать старого ворчуна, так он один здесь родовитый. Подумаешь, "Кадиллак"! А мое имя звучит как симфония! Мама мия! Он, видите ли, первый "Кадиллак" с "четверкой"! А у меня первая в мире серийная "восьмерка"! Объем - 7,3 л, мощность - 110 л. с. Мое мировое турне началось в 1926-м, когда шасси из Италии привезли в Штаты. Нью-йоркское ателье "Брукс-Острук" сшило достойный костюм. В те годы в Штатах хватало классных машин, но нас, итальянцев, любили особенно - за красоту и горячий нрав. Почти на такой же "Изотте" ездил знаменитый танцовщик Рудольф Валентино. Повидала я на своем веку роскошные особняки и дорогущие рестораны. Покочевала по частным коллекциям, вернулась в Европу. Здесь, в Германии, перенесла полную реставрацию и ищу подходящего хозяина".

"Морган-Супер Аэро": "Кузов размером с автобус и гигантский двигатель вовсе не обязательны! Я помню, скольких колоссов сгубил кризис конца 20-х - начала 30-х, а мое имя и ныне на слуху, хоть и родился еще в 1927-м, в Великобритании. Я родственник мотоцикла и не стесняюсь этого: три

19-дюймовых колеса со спицами, V-образный двухцилиндровый мотор. Только водитель с адреналином в крови осмеливался, пришпоривая 40-сильный двигатель, разогнать меня до 120 км/ч. Почти всю жизнь я провел на родине, а теперь мои хозяева - немецкие поклонники и знатоки "морганов". Оказывается, на континенте тоже есть истинные джентльмены".

"Опель-Капитан": "Потомки Адама никогда не кичились происхождением, зато и прятаться по гаражам нам не к лицу. Мы всегда честно служили, не требуя наград. Мое время - послевоенный подъем. Подкопив деньжат, европейцы пересаживались из дешевых "тарахтелок" в нормальные добротные машины. Мне повезло: едва сойдя с конвейера в 1955-м, стал свадебным подарком. Я - почти обручальное кольцо, потерять которое - плохая примета. До сих пор живу в той семье. Ухаживать за мной помогают внуки хозяина. А он по весеннему солнышку заводит неубиваемый 71-сильный мотор, ведущий родословную от агрегата 1936 года, и выезжает на ретро-парады. Старый "Капитан" надежней иных новомодных генералов!"

"Рено-R4": "Тридцать лет на конвейере, тираж более восьми миллионов, прост, вместителен, надежен и... обаятелен. Меня узнают все! Пережил благодатные 60-е, кризисные 70-е и даже в 80-е не выглядел стариком. Мой моторчик в 26,5 (а позже даже 34) л. с. - для тех, кому надо ездить, а не устанавливать рекорды. Только по-настоящему народные машины могут стать культовыми. Я - стал!"

"Хорьх-853А": "По-настоящему золотые годы - тридцатые. Разве можно сравнить нынешние безликие средства передвижения с нами - Автомобилями! Потомки моего первого владельца просили не называть его имя. Сами понимаете: тот, кто в 1937-м покупал дорогой кабриолет, был не последним человеком в рейхе. Кстати, именно тогда пышно отмечали рождение двадцатипятитысячного восьмицилиндрового "Хорьха". На пьедестале красовался мой близнец с пятилитровым 120-сильным мотором. Сам Август Хорьх пользовался таким! После войны я ездил мало: увы, пришло время других машин. Зато вскоре заслуженно стал одним из самых знаменитых европейцев".

"Роллс-Ройс Фантом V": "У каждого свое предназначение. Я почти не путешествовал, зато нес почетную, достойную моей марки службу. В 1962-м, поставив специальный кузов от ателье "Хупер", меня отправили в Ватикан. Отслужил там 30 лет. Помню Павла VI, который первым из Святых Отцов стал выезжать за пределы Рима, помню 13 мая 1978-го - страшный день покушения на Иоанна-Павла II. Я многое видел и слышал, но... хороший слуга неболтлив. Теперь я в отставке, но готов к новому назначению, ведь пока я проехал всего 29 тысяч километров".

"Трабант-601": "Сколько лет надо мной смеялись! Но мечтали обо мне, стояли в очередях, а купив, берегли. Я здесь один из самых молодых, мне всего 12 лет. Зато простенькие машины из несуществующей ныне страны по-прежнему любят - наверное, в память о небогатой, но счастливой молодости. И зовут нас насмешливо, но ласково - "траби". А я и вовсе уникум: под пластмассовым капотом - 1,4-литровый 48-сильный дизель от "Фольксвагена". Вот так - социалистический народный автомобиль конструкции ДКВ середины тридцатых и современный западный мотор... Как и "социализм с человеческим лицом", он стал достоянием истории, едва родившись".

Немало других историй можно подслушать в просторных эссенских залах от интересных, редких, красивых автомобилей... Подробнее о выставке читайте в одном из ближайших номеров журнала "Лимузин".

Подпишитесь на «За рулем» в