Связь без брака
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/С ПРИЦЕПОМ
СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
В НАШЕМ ТЕСТЕ - ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Увидев оторвавшийся от ЗИЛа прицеп, к счастью, улетевший в канаву, мой пассажир отреагировал неадекватно. "Гляди... Во... дает!", словно это безобидная шутка. А ведь, освободившись от тягача, он становится непредсказуемым - и куда покатит, неизвестно.
Ваш прицеп поменьше? Не обольщайтесь! Если оторвется и "соберет" на дороге кучу автомобилей, то скучать вам в ближайшие годы вряд ли придется. В лучшем случае будете платить за ремонт чужих машин. А в худшем... еще и сидеть.
Сегодня никто не застрахован от покупки товара, не отвечающего как требованиям ГОСТов, так и просто разумным, человеческим. Это касается и тягово-сцепных устройств (ТСУ). Между тем технологии их производства на заводах отнюдь не космические, а цены вполне достаточны для того, чтобы вызвать интерес халтурщиков, искателей легкой наживы. На рынке полно ТСУ явно кустарного, "гаражного" изготовления, нигде и никем не испытывавшихся, не сертифицированных, не соответствующих ГОСТ 28248-89 и ОСТ 37.001.096-84, в которых изложены все требования к ним.
Вот мы и решили провести собственную экспертизу нескольких ТСУ. Пять штук купили... даже с паспортами; одно без документов - нельзя же инструкцию по установке считать паспортом.
Начнем с важнейшей детали ТСУ. Это шар, на который надевается дышло прицепа. Размеры строго регламентированы. Мы их проверили калибром. Результаты - в табл. 1. У ТСУ с паспортами размер шара вполне соответствует ГОСТу, диаметр выдержан. У беспаспортного (№ 5) - прослаблен. Отъявленный оптимист скажет: не так уж это страшно. Верно, если речь идет об одной-другой короткой поездке. А при более длительной работе шарнир "разбивается", зазоры увеличиваются - и все быстрее! В конце концов он может разъединиться.
Не понравилось и то, как шар в ТСУ № 5 сваркой соединен с пальцем: первая деталь надета на вторую и сверху обварена (фото 5). Вы скажете - ну и что? Это потому, что не видели, как плохая сварка может буквально рассыпаться. А кто гарантирует, что у беспаспортного она будет лучше? Впрочем, посмотрим, что покажут испытания.
Наиболее полно соответствует ГОСТу шар венгерского ТСУ 12-06А (изделие № 3).
При любом способе крепления ТСУ к кузову надо чтобы нагрузка на точки крепления делилась равномерно. В то же время места возможного крепления ТСУ к кузову должен указать сам завод-изготовитель автомобиля - этого требует директива 94/20 Европейского парламента и Совета от 30 мая 1994 года. Кстати, ВАЗ в последних моделях автомобилей даже предусматривает закладные гайки в рекомендуемых точках крепления ТСУ. Что касается владельцев старых автомобилей, то оптимальные для них точки давно найдены опытным путем. Проверены годами эксплуатации.
Вернемся к нашим ТСУ. С № 1 по № 4 - типа "поперечная балка", № 5 - смешанного типа, № 6 - "продольная балка". Они существенно отличаются по заявленной производителями полной массе буксируемого прицепа. У № 1 (2108.01 "Трейлер") - это всего 350 кг (то есть легкий дачный прицеп), а у 12-06А - до 1028 кг, что годится и для солидного двухосного прицепа. Неплохо? Не будем спешить с выводами.
При выборе ТСУ автовладельцы делают одни и те же ошибки. Самая частая - когда понятия "тяжелый" и "прочный" рассматривают как синонимы. Поставлю, мол, вот этот, толстый - и буду любые грузы таскать, тем более, что конструкции типа "поперечная балка" и выглядят солидно. Но не забудем, что такая балка нагружена поперечной силой, отчего получаются максимальные напряжения в центре. Казалось бы, ситуация улучшится, если балку сделать еще толще - она будет меньше "дышать", прогибаться. Но... теперь конструкцию "вырывает" из кузова!
Испытания на усталостную прочность показали, что компактное ТСУ типа "продольная балка" (производство ООО "Трейлер", Ступино), самое легкое из проверенных нами (фото 6), способно выдержать гораздо большие статические и динамические нагрузки, чем "поперечная балка", и служит дольше.
Испытания на усталостную прочность представленных здесь ТСУ были проведены в лаборатории ИЦАМТС в Бронницах в соответствии с регламентирующим их ОСТ 37.001.299-93. Нагрузка на ТСУ рассчитывалась с учетом полных масс буксирующего автомобиля и буксируемого прицепа, причем для последнего (что очень важно) - в соответствии с данными паспорта на ТСУ. Прицепное устройство должно выдержать не менее 2 млн. циклов знакопеременной нагрузки, которую прикладывают к шару под углом 20°±2° к горизонтали.
Результаты усталостных испытаний - в табл. 2. Четыре из шести "подопытных" (№ 2, 3, 4 и 5) экзамен не выдержали. Видимо, ТСУ типа "поперечная балка" к нему не готовы: у № 2 (08.000 Ош-25/6) после 662 тыс. циклов появилась трещина на поперечной трубе (фото 2а); у № 3 пошли трещины от отверстий по боковым кронштейнам крепления ТСУ - после 1 635 000 циклов (фото 3а); у № 4 после 1 278 000 циклов зафиксированы вертикальные трещины по углам изгиба боковых кронштейнов крепления (фото 4а), а беспаспортный № 5 "отличился" (фото 5) трещиной по сварке сцепного шара и продольной трубы после... 474 000 циклов (об этом мы уже говорили выше).
Выдержали испытание ТСУ из Ступина от ООО "Трейлер" - 2108.01 (№ 1) и 2108 (№ 6), легко "перебрав" по 7-8 тысяч циклов нагружения. Последний - несомненный лидер нашего теста. Самый легкий (4,65 кг), позволяющий буксировать прицеп массой 750 кг. Заметим: оба изделия сертифицированы Госстандартом. Так и должно быть - ТСУ не имеют права на поломку. Между тем у нас, как было сказано, повсюду торгуют кустарными тягово-сцепными устройствами. Как распознать "халтуру"? К примеру, наш лидер ООО "Трейлер" ставит свое клеймо на пальце шара - его уже так просто не подделаешь. К тому же фирменное ТСУ должно иметь паспорт и сертификат.
* Заявленная полная масса буксируемого прицепа.
Испытываем
на прочность.
Изделие № 1. УТС 2108.01.
Изготовитель / ООО "Трейлер",
Ступино.
Масса / 8,4 кг (350 кг*)
Единственный наш конкурсант по схеме "поперечная балка", выдержавший испытания.
Изделие № 2. УТС 08.000.
Изготовитель / Ош-25/6,
Йошкар-Ола.
Масса / 7,8 кг (750 кг*)
На фото 2а - трещина на поперечной трубе УТС 08.000. Полная масса буксируемого прицепа (предполагаем - "от жадности", дабы привлечь покупателя!) явно завышена.
Изделие № 3. 12-06А.
Изготовитель / ООО "Автофлекс
КНОТТ", Венгрия.
Масса / 11,55 кг (1028 кг*)
Прекрасный кованый шар, но... лопнули боковые кронштейны. Испытаний не выдержало. Видно, чересчур много обещали буксировать! От отверстий по боковым кронштейнам крепления венгерского ТСУ потянулись трещины... Где уж тут буксировать тонну!
Изделие № 4. ТСУ 2108.
Изготовитель / ООО "Автострой",
Коломна.
Масса / 7,5 кг (750 кг*)
Испытаний не выдержало. Трещины по углам изгиба боковых кронштейнов крепления.
Изделие № 5.
ТСУ без паспорта и сертификата.
Масса / 6,6 кг
Взгляните на шар, его палец, сварку! Не страшно? Испытаний не выдержало. Трещина по месту сварки. Откровенная и опасная халтура.
Изделие № 6. УТС 2108.
Изготовитель / ООО "Трейлер",
Ступино.
Масса / 4,65 кг (750 кг*)
"Маленькое, да удаленькое" - испытания выдержало достойно.
Клеймо
на изделиях -
некоторая
гарантия
от подделки.