Соколиная охота
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/КОРМИЛЕЦ
СОКОЛИНАЯ
ОХОТА
СПРОСИТЕ
У ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ,
В КАКОМ БИЗНЕСЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ 1000%?
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ
Скорее всего, над вами просто посмеются. А между тем деньги в буквальном смысле порхают над дорогой, надо их просто поймать. Каким образом? Очень просто - купить... радар. Американцы давно поняли, что измерение скорости - золотое дно. В дорожной полиции США около 200 тысяч радаров! У нас в России пока только 25 тысяч. Почему так мало - нет средств на дорогую импортную технику?
А зачем инспектору импортный радар - наш зачастую удобнее, надежнее и прочнее. А о цене и говорить нечего: за "Тэлон Кастом", почти полный аналог российской "Искры" (около 500 долларов), американцы берут 2500! Достаточно посмотреть на сводную таблицу мировых производителей радаров, чтобы убедиться: отечественные приборы выглядят достойно даже на фоне лучших образцов.
Именно наши конструкторы первыми смогли автоматизировать работу радара - он сам "решает", когда можно измерять скорость, а когда - нет. И в этом случае переходит в режим "не могу замерить скорость", переставая работать. Проблема эта весьма сложная. Надо измерить скорость набегания дороги (то есть скорость патрульной машины), скорость потенциального нарушителя, отсечь все возможные помехи. Конструкторы полгода бились над этой программой. Алгоритм ее засекречен. Конкуренция...
Что касается водителей, им невредно знать, как "оно" работает, чтобы чувствовать себя более защищенными от своеволия и корыстолюбия дорожных патрулей.
На первый взгляд все просто: радар испускает сигнал фиксированной частоты и принимает отраженный от мишени. Если мишень движется, частота отраженного сигнала меняется согласно эффекту Доплера (рис. 1), (ЗР, 2000, № 8). Чем больше разность частот посланного и отраженного сигналов, тем выше скорость объекта (в нашем случае - автомобиля). Современные радары умеют не только измерять скорость, но и распознавать направление движения. Ведь частота сигнала, отраженного от приближающегося автомобиля, увеличивается, а от удаляющегося - уменьшается. Более того, направление задает инспектор. Он может измерить скорость либо приближающегося, либо уходящего нажатием кнопки. Причем при переключении режима показания прибора сбрасываются. Теперь инспектору сложнее приписать вам чужой "рекорд". Саму идею такого сброса позаимствовали у американцев - видать, и их полицейские не брезговали обманом.
Если патрульный автомобиль движется, задача радара усложняется. Он должен измерять не только разность скоростей между патрульным и "подозреваемым" автомобилями, но и скорость машины, в которой установлен радар, относительно дороги. Далее прибор проводит в своем электронном уме несложные вычисления и высвечивает на световом табло скорость измеряемого объекта.
Не все так просто, как на бумаге. В реальной жизни (например, в потоке автомобилей) и прибору надо уметь выбрать самого быстрого. Микропроцессор радара шаг за шагом "пробегает" всю полосу частот, отсеивает помехи, преобразует сигнал в цифровой вид и так - тысячи раз в секунду. В потоке машин радар укажет скорость самой быстрой, даже если она удалена (но в пределах досягаемости). Минимальная разница скорости должна быть от 2 до 4 км/ч в зависимости от типа радара. Загвоздка в том, что инспектор должен на глаз определить, какая именно машина самая быстрая, а это далеко не всегда просто. В конце концов, радар может высветить скорость легковушки, скрытой от глаз фурой, и наказать ни в чем не повинного водителя другой подвернувшейся машины. При работе в движении задача усложняется настолько, что кажется неразрешимой. Однако нет предела совершенству...
Последний писк - радар с видеоизображением. Когда вам предъявят собственную физиономию за рулем любимого авто еще и с указанием скорости, спорить будет бесполезно. Правда, если машин на дороге несколько, стопроцентной гарантии от ошибки все равно нет. Дело в том, что угол зрения объектива и диаграмма направленности радара несколько различаются (рис. 2). Грубо говоря, радар захватывает чуть шире, чем камера. Стало быть, в поле зрения камеры может оказаться не тот автомобиль, скорость которого показана на дисплее (рис. 3). Картинки можно просмотреть, переписать на компьютер, распечатать или... стереть (заблаговременно "продав" их нарушителю) - на усмотрение инспектора.
Стоит ли вообще выпускать подобные приборы? Они дороги (от 3000 долларов), инспекторов надо обучать, проводить компьютерный ликбез. А с цифровыми изображениями запросто могут еще возникнуть проблемы в суде - они доказательством не считаются. Не проще ли позади радара установить стандартную видеокамеру? Пусть себе пишет все подряд - и радар, и дорожную обстановку, и жаркие прения сторон. Будет и дешевле, и надежнее. Кстати, так уже работают в Екатеринбурге.
Что касается самих радаров, то на сегодняшний день их всего два типа - "Искра" и "Сокол". "Искра" работает в К-диапазоне (24,050-24,250 ГГц), "Сокол", как и старинный "Барьер", - в Х-диапазоне (10,500-10,550 ГГц). По возможностям они весьма близки: и тот, и другой отличают попутные машины от встречных, работают на ходу, с телекамерой, навскидку и в постоянном режиме. Цены радаров тоже близки, и зависят скорее от комплектации. Однако у каждого есть преимущества. "Искра" ощутимо компактнее, с ярким, хорошо читаемым в любое время суток светящимся дисплеем. Корпус обрезиненный - радар не скатится с капота, не поцарапает его. "Сокол" немного легче, в противоударном корпусе. Дисплей жидкокристаллический, очень информативный. Экономичен - может непрерывно работать без подзарядки до 12 часов или около двух недель в стандартном режиме. "Искра" с видеорежимом заметно дешевле, однако "ноутбук", входящий в комплект видео-"Сокол", можно использовать не только как приставку к радару - на нем можно хранить мобильную базу данных на автомобили и многое другое. Правда, инспекторов придется обучать работе с компьютером...
Пока блюстители дорожного порядка вряд ли готовы к виртуозной работе со сложной техникой. Однако уже научились обманывать простаков. Показывают вместо скорости установленный ее предел, мухлюют с направлением движения, пользуясь неосведомленностью водителей.
Нам же, водителям, для самообороны от недобросовестных инспекторов надо знать простейшие правила. Сначала убедитесь, что направление движения выбрано правильно. На "Искре" оно показано треугольным светодиодом на рукоятке (рис. 4), на "Соколе" - на дисплее в правом верхнем углу (рис. 5). Важно помнить, что никаких кнопок инспектор нажимать не должен! "Искра" сама покажет на дисплее скорость и время с момента ее измерения, попеременно выводя их на дисплей. У "Сокола" можно увидеть одновременно установленный порог срабатывания, скорость нарушителя и время. Любителям "гонок за лидером" сообщаем: каждый из радаров действительно способен "засечь" два автомобиля, идущих подряд, один за другим, и показать скорость каждого. Но только двух машин, не более! Если вас поймали на видеорадар и предъявляют единственную картинку, требуйте показать остальные. Дело в том, что записывается подряд несколько кадров, минимально - четыре, чтобы можно было увидеть события в развитии. Ну, а от старых "барьеров" вас должен спасти любой радар-детектор.
Дисплей радара "Сокол":
1 - порог срабатывания;
2 - скорость;
3 - время;
4 - направление.
Видеосистема, работающая с радаром "Искра".