Игра в "классики"

ИГРА В "КЛАССИКИ"

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/КОМПЛЕКТАЦИЯ

ИГРА В "КЛАССИКИ"

КАКИЕ "ЖИГУЛИ" В ПРОДАЖЕ

ТЕКСТ / АНТОН СЕРГЕЕВ

Если покупатель, обращаясь к продавцу, скажет: "Ищу пятерку!" - этого будет мало: модели новых "жигулей" поставляются в разных вариантах, разных комплектациях. И всякий раз возникает вопрос: какой выбрать?

Все автомобили ВАЗ с приводом на задние колеса народ называет "классикой". А еще это - "Жигули". Начиная с VAZ 2101 ("копейки") и кончая VAZ 2107. Запомните: нет в природе "Жигулей" восьмой модели", как твердит "Дорожный патруль". Начиная с VAZ 2108, машины обзавелись новыми именами: "Спутник", "Самара" и т. п.

Для тех, кто свой выбор делает впервые, назовем давно известные плюсы и минусы вазовской "классики".

Основное преимущество "Жигулей" - хорошо доведенная конструкция, относительно простая и надежная. Случайные отказы автолюбитель средней квалификации может устранить самостоятельно.

Особенность "классики" - заднеприводная схема. Вытекающий из этой компоновки минус - тоннель посредине пола для карданного вала, соединяющего коробку передач с ведущим задним мостом. Еще один недостаток "классики" - несовременный дизайн. И хотя не все придают ему большое значение, угловатые формы, ко всему прочему, влияют еще и на аэродинамику машины: покупая "классику", не надейтесь расходовать так же мало бензина, как на "десятке". Не получится.

Сегодня существуют два типа "жигулевских" кузовов. Первый - седан: закрытый кузов с четырьмя дверями, багажник, отделенный от пассажирского салона, два ряда полноразмерных сидений (передние и задние). Таковы автомобили VAZ 2105, 2106 и 2107. Второй - универсал: грузопассажирский вариант кузова с теми же двумя рядами сидений, но задние - легко складываются, что позволяет при необходимости существенно увеличить полезный объем багажного отделения. Доступ в него возможен как изнутри салона, так и снаружи, через заднюю, "пятую" дверь.

Двигатели сегодняшней "классики" - преимущественно VAZ 2103 (рабочий объем 1,5 л) или VAZ 2106 (1,6 л). Изредка попадаются в продаже автомобили с двигателем 1,7 л и системой впрыска топлива, которая позволила существенно уменьшить содержание вредных соединений в выхлопных газах.

Двигатели 2103 и 2106 по характеристикам несколько различаются: "шестой" чуть тяговитее на пониженных оборотах и слегка мощнее. Отличить один от другого легко по цвету блока цилиндров: у 2103 - серый, 2106 - синий (фото 1, 2). Для автолюбителей средней квалификации различия в мощностях несущественны - и едва ли стоит специально искать на рынке конкретно тот или другой. А разговоры о том, что один двигатель "надежный", а другой "сырой", в применении к давно известным моторам, мягко говоря, несостоятельны. В гораздо большей степени реальные надежность и долговечность зависят от грамотного и своевременного обслуживания двигателя, качества используемых смазок, жидкостей и т. д.

Пока редкий вариант "классики" - VAZ 21045, с дизельным двигателем. Преимущества дизеля давно известны: высокая экономичность, относительно дешевое топливо и хорошая тяговитость даже на низких, около 1500 об/мин, оборотах. Но мотор этот уступает в мощности бензиновому, отсюда - весьма посредственные динамические и скоростные качества машины. Мало того, регламентные работы по дизелю (не говоря уже о его ремонте) требуют высокой квалификации, а значит, обращения на специализированную СТОА.

Выпускаемая заводами в Самаре и Сызрани "классика" оснащена четырех- или пятиступенчатыми коробками передач. Назначение пятой передачи - хотя бы немного (на практике - не больше 5%) повысить топливную экономичность машины, когда от нее не требуется высокой "динамики": движение по ровному, с незначительными подъемами шоссе, без резких ускорений. Другими словами, если не нужно забираться на крутые горы или кого-то рискованно обгонять. На пятой передаче мотор предельно нагружен по крутящему моменту и тяговые показатели машины оставляют желать большего. Случайно "провалив" обороты ниже 2000 об/мин, вы почувствуете, что она "не едет"...

Менее серьезные доводы в пользу пятой передачи: "она не такая шумная" (это естественно!), "продлевает срок службы двигателя" (вопрос, на деле, непростой: смотря кто, как, где ездит!), наконец - "я круче в глазах соседа" (с последним не поспоришь!).

Всех покупателей интересует комплектация автомобилей. (На языке торговцев автомобилями - "допы".) Прежде всего, речь о салоне. Так называемый "мягкий" подразумевает тканевую обивку сидений на "четверках" и "пятерках". Базовый кожвинил - скользкий и холодный зимой, липкий и влажный летом - вынуждает дополнять сиденья различными чехлами, массажными или другими ковриками. Тканевая обивка лишена этих недостатков и достаточно износостойка. А как насчет загрязнения? При аккуратной эксплуатации обойдетесь без чехлов на сиденьях, но хотя бы раз в год их стоит почистить.

Сказанное забудьте, если вы намерены зарабатывать "извозом". В этом случае уберечь тканевую обивку не выйдет. Никакие чехлы не спасут от пролитого молока или супа харчо. С иными пассажирами бывает и похлеще. Для "таксистских" функций, видимо, лучше всего подходит VAZ 2104 с кожвинилом.

На "четверки", "пятерки", "семерки" и "нивы" устанавливают фароочистители. Это куда лучше, чем протирать фары тряпкой через каждые несколько километров пути под дождем. Плохо, что качество фароочистителей оставляет желать лучшего.

Окраска металлик (из "классики" только у "шестерки") придает машине привлекательный внешний вид, да и коррозионная стойкость кузова становится выше. Впрочем, как и вероятность заказного угона! Ремонт, в случае повреждения, значительно сложнее и дороже.

Пройдемся по "модельному ряду"?

VAZ 21043

Пятидверный универсал. Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Заднее стекло с обогревом и стеклоочистителем. Тахометра на панели приборов нет. Дюралевые бамперы с пластиковыми накладками. Краска - только обычная. Обивка сидений - кожвинил. За дополнительную плату - тканевая обивка сидений и фароочистители.

"Сорок третья" является базовой моделью для:

VAZ 21044. Впрысковый восьмиклапанный двигатель рабочим объемом 1,7 л с одноточечным впрыском топлива.

VAZ 21045. Дизельный восьмиклапанный двигатель рабочим объемом 1,52 л.

VAZ 21047. Панель приборов с тахометром (фото 3) и передние сиденья от VAZ 2107 (нераздельные спинки и подголовники) (фото 4). Обивка сидений частично тканевая.

VAZ 21053

Четырехдверный седан. Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Обогрев заднего стекла. Тахометр отсутствует. Дюралевые бамперы с пластиковыми накладками. Краска - обычная. За дополнительную плату - тканевая обивка сидений и фароочистители.

VAZ 2106

Четырехдверный седан. Карбюраторный двигатель 2106 рабочим объемом 1,6 л (так называемая "чистая шестерка"). Четырехступенчатая коробка передач. Заднее стекло без обогрева. На панели приборов тахометр, вольтметра нет (фото 5). Тканевая обивка сидений (фото 6). Хромированные стальные бамперы с пластиковыми "клыками". Окраска - металлик или обычная.

В некоторых автосалонах возможна установка на заказ пятиступенчатой коробки передач и заднего стекла с обогревом.

"Чистая шестерка" является базовой моделью для:

VAZ 21061. Карбюраторный двигатель 2103 рабочим объемом 1,5 л.

VAZ 21065. Карбюраторный двигатель 2103 рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Обогрев заднего стекла. Внешнее отличие - дюралевые бамперы с пластиковыми накладками от VAZ 2105 (фото 7).

VAZ 2107

Четырехдверный седан. Так называемая "чистая семерка". Карбюраторный двигатель 2103 рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Обогрев заднего стекла. На панели приборов - тахометр. Пластиковые бамперы с хромированными накладками. Облицовка радиатора хромированная или черная. Окраска - обычная. Тканевая обивка сидений. За дополнительную плату - фароочистители.

Является базовой моделью для:

VAZ 21073. Впрысковый восьмиклапанный двигатель рабочим объемом 1,7 л с одноточечным впрыском.

VAZ 21074. Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,6 л.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

"Жигули" схожи только на первый взгляд... Например, отопитель один и тот же, но на "пятерке" благодаря развитым воздуховодам более эффективен (многое здесь зависит и от качества сборки конкретной машины). Малоразмерные круглые фары "шестерки" дешевле блок-фар "пятерки", но часто страдают во время ночных поездок под дождем: горячие стекла в "контакте" с лужами лопаются. У "шестерки" объемистее "бардачок" - полезных вещей в него помещается больше... Фото 8 - "шестерка", фото 9 - "пятерка-семерка". Видите разницу? Но стакан, как на VAZ 2105 и 2107, не поставишь! С круглого "торпедо" соскальзывает...

Курильщику противопоказаны "пятерка" и "семерка": придется окошки украшать дополнительными козырьками, чтобы приспущенное стекло не открывало дождю дорогу в салон. На "шестерке" же сохранены удобные поворотные "форточки": приоткрыл - и дым "отсасывается" наружу.

Подобных мелочей великое множество. Часто именно их сочетание и делает погоду: кто-то после "шестерки" покупает "семерку"... Или наоборот. Поэтому, выбирая - не спешите.

В заключение немного о ценах. В середине апреля в Москве за "классику", в зависимости от вышеупомянутых особенностей, покупатели платили (в долларах США):

VAZ 21053 3150-3300

VAZ 2106, 21061...21065 3130-3370

VAZ 21043, 21047 3550-3760

Вариант 21044

с впрыском до 4600

Дизельный 21045 4020

VAZ 2107, 21074 3500-3550

VAZ 21073 4500 z

2103 - 1, 5 л, блок серый.

2106 - 1,6 л, блок синий.

Анатомические сиденья с тканевой обивкой 2107.

21047, 2107 и 21074 - на панели приборов есть даже эконометр.

Классическая "шестерочная" панель.

Тканевая обивка сидений 2106.

21065 - дюралевый бампер!

В "бардачок" "шестерки" вмещается немало полезных вещей.

На 2105, 2107 - скромный "бардачок". Перчаточный ящик, по-другому не скажешь!

Подпишитесь на «За рулем» в