У родного порога...
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
У РОДНОГО ПОРОГА...
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОМКРАТИТЬ АВТОМОБИЛЬ,
ПОСМОТРИТЕ НА ЕГО ПОРОГИ...
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ
Знаете, чем почтенных лет иномарка отличается от "жигуля" того же возраста? Прежде всего отлично сохранившимся кузовом. Кажется, именно эта, невиданная у нас до появления "секонд-хэнда" живучесть толкнула многих на покупку фактически отработавших свое автомобилей. С отечественными все не так. Агрегаты еще хоть куда, а поддомкратить кузов можно лишь по частям. Не живется ему в нашем климате. Зимой металл точит соль, летом ломают ухабы.
Кузов начинает гнить со скрытых полостей, где не гуляет спасительный ветерок. Атмосфера там, как в бане. Первыми сдают пороги, где состыкованы сразу несколько панелей (рис. 1). Много швов - много щелей и местных напряжений металла, да и сварка латунным прутком хоть и прочна, но способствует коррозии. А ведь порог - не только для красоты. При подъеме автомобиля домкратом тонкая отбортовка порой держит 20-25 кгс/мм2. "Здоровому" металлу эта нагрузка вполне по плечу, тем более что вскоре бортик слегка отгибается, увеличивая площадь опоры домкрата. Но если порог сгнил, такой вес ему не сдюжить. В лучшем случае дело кончится дырой в кузове, в худшем - падением автомобиля. Так что, заслышав подозрительный хруст, сразу же опустите машину - так вы сбережете не только порог, но, возможно, и здоровье. А лучше осмотреть пороги заранее, особенно при работе с подъемником - за его шумом не слышно предупреждающего хруста.
Домкраты можно разделить на две категории: те, что подставляют под кузов, и те, что вставляют в него. Последними комплектуют "жигули", "волги", "мерседесы". Их преимущества - малая рабочая высота (автомобиль можно поднять буквально с земли) и удобство в работе. Есть и недостатки. Нагрузка каждый раз приходится на один и тот же участок кузова, накапливающиеся деформации разрушают конструкцию. Более того, замятое гнездо на "Жигулях" или оторванное кольцо у "Волги" делают штатные домкраты и вовсе бесполезными - приходится возить "подставные".
Самые распространенные среди них - ромбические (гидравлические намного тяжелее и зачастую менее удобны). Их можно ставить под любую плоскость или даже профиль, лишь бы высота позволяла. Поверхность контакта тоже больше, а некоторые домкраты снабжены резиновыми накладками - они не портят эмаль. Ромбические домкраты универсальны. Они подойдут практически к любой машине - пороги-то есть везде! - и незаменимы, если те уже можно проткнуть отверткой. Но в этом случае важно найти точку опоры.
Одна из ошибок: ромбический домкрат подставляют под "жигулевское" гнездо. Со штатным оно работает только на растяжение (сварка к кузову - на отрыв), а порог - на сжатие (рис. 3а). Если заставить гнездо работать наоборот (рис. 3б), оно может согнуться (особенно, если уже покосилось), а домкрат - воткнуться в пол кузова. Когда гнездо прижато к полу, но еще не проржавело, смело ставьте под него домкрат: пол не проломится, площадь контакта достаточно велика (фото 2). Если домкрат без резиновой накладки, подложите под кузов кусок толстой резины, например, боковую накладку бампера "пятерки" - сбережете эмаль. Можно подставить домкрат и под порог возле домкратного гнезда.
Порог предательски захрустел, и автомобиль стал медленно опускаться. Тогда придется действовать иначе. Некоторые подкладывают под порог доску и упирают в нее домкрат - это не лучшее решение. Во-первых, толстая доска (а тонкая вообще бесполезна) отнимает 2-3 см высоты, которых как раз может не хватить, чтобы подставить домкрат. Во-вторых, хватает ее ненадолго - небольшая площадка домкрата легко прогрызает дерево, и такая доска может сломаться в любой момент. Лучше подкладывать под нее лист металла толщиной 2-3 мм.
Почти любой автомобиль можно безболезненно поднимать за точки крепления подвески или ее силовые элементы (задний мост, штанги и т.п.). При этом домкрат надо подставлять возле мест крепления, следя, чтобы при ходе подвески не было большого перемещения этих деталей. Задний мост и балка передней подвески "Жигулей" - почти идеальное место для поддомкрачивания. Только с обычным домкратом подлезать туда и непросто, и небезопасно. Здесь предпочтительнее другие, у которых вместо ручки - храповик: можно вставить вороток или заводную рукоятку. С ней не придется лезть под машину, а вращать "кривой стартер" можно и под углом - храповик позволяет. К сожалению, таких домкратов сегодня на рынке немного, но есть похожие конструкции для иномарок ("Тойота").
Рис. 1. Разрез порога "Жигулей".
Рис. 2. Деформированный порог хуже противостоит нагрузкам.
Рис. 3а, б. Распределение сил при подъеме ромбическим и "жигулевским" домкратами.
Такой порог лучше не трогать.
Выправляя
загнутое
домкратное гнездо, можно его
отломить. Проще воспользоваться ромбическим или гидравлическим домкратом.
Ромбическим домкратом с храповиком для заводной ручки автомобиль удобно поднимать и за переднюю балку, и за задний мост.
Конечно, существуют и другие
способы поднять "разлагающийся" автомобиль, например, специальная надувная подушка, которая почти не занимает места
в багажнике. Но,
наверное, не стоит превращать нештатную ситуацию в стиль жизни, а
вовремя сменить пороги. Или машину...