Автопроизводители открещиваются от «дефектных» машин
«Закон («О защите прав потребителей». – Прим. ред.) предоставляет весьма широкие права потребителям, чем нарушает баланс интересов потребителей и других участников правоотношений, а именно производителей, импортеров и продавцов – дилеров», — заявил глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) в России Йорг Шрайбер. По его словам, сейчас существует целая отрасль юристов, которые в судах выигрывают у автомобильных фирм огромные деньги, пользуясь несовершенством законодательства.
В АЕБ предложили изменить понятие «существенный недостаток» в законе. Сейчас таковым может признаваться совокупность двух незначительных дефектов, что позволяет клиенту вернуть автомобиль обратно дилеру. Законодательным органам предлагают пересмотреть эту формулировку так, чтобы производитель или дилер устранял эти дефекты, а не обменивал некачественный товар. Бизнесмены объясняют это тем, что автомобиль сам по себе технически сложное устройство, а суды не учитывают его специфику — эффект старения и износа.
Производители также просят снять с себя и своих дилеров ответственность за действия третьих лиц. Здесь речь идет о потенциальном ущербе, который наносят или могут нанести независимые, неавторизованные станции техобслуживания. «Потребители обязаны обращаться только к той стороне, которая нарушила их права, — уточнил Шрайбер. – Мы не хотели бы отвечать за нарушения, допущенные независимыми станциями, потому что они — не продавец товара».
Третий пункт – несоразмерность ответственности дилера либо дистрибьютора. Текущая ситуация такова, что помимо замены автомобиля и возврата уплаченных средств они также возмещают неустойку, штрафы и проценты. В бизнес-сообществе уверяют, что сумма выплат в пользу клиента иногда составляет 300-400% от первоначальной цены автомобиля. Предложение комитета АЕБ – ограничить максимальный размер штрафа за невыполнение обязательств дилером в срок половиной от первоначальной цены товара. Размер максимальной неустойки также должен быть ограничен 50% от суммы, присуждаемой потребителю. При этом компенсация стоимости автомобиля, признанного дефектным, невозможна без учета его износа и амортизации.
Наконец, последний момент – понятие модели товара и его артикула. Иногда замена автомобиля просто невозможна потому, что под тем же названием продается уже модернизированный автомобиль. В АЕБ отмечают, что международная практика таких дел сильно отличается от российской: в Германии штрафов нет вообще, во Франции кое-какие есть, а в США во всех штатах штрафы разные — совершенно сумасшедшие в Нью-Йорке и более адекватные на юге. «Мы хотим найти ту точку, где становится достаточно больно для правонарушителя, но недостаточно интересно, чтобы это превратилось в интересный бизнес», — заключил глава комитета АЕБ.
Профессиональные юристы, защищающие простых граждан, крайне негативно отнеслись к инициативе АЕБ. «Просто сейчас люди стали юридически грамотными. Они чаще стали отстаивать свои права цивилизованными средствами в суде. Вот автобизнес и заволновался», — высказал точку зрения Ильдар Лукманов, руководитель юридического отдела общества защиты прав потребителей «Потребительский комитет».
Идею с редакцией закона и обособления ответственности автокомпаний он назвал абсурдной ввиду того, что потребуется попутно переписывать еще несколько десятков нормативных актов, включая Конституцию страны. Таким образом, единственное условие, при котором инициатива автопроизводителей пройдет – это ее автоматическое распространение на другие товары: фигурально, от калькуляторов до атомных подводных лодок.
Лукманов также признал, что в России действительно существует небольшая категория граждан, часто судящихся с автокомпаниями: «У нас был в практике такой клиент, который 10 лет не работал, но покупал автомобили исключительно российских заводов, легко находил там дефект и отсуживал деньги. Говорил, что он таким образом учит отечественные компании делать нормальные автомобили. Но его сложно в чем-либо упрекнуть, ведь дефекты действительно были».
В обществе защиты прав потребителей убеждены, что сейчас достаточно механизмов для того, чтобы дилеры могли себя защитить от недобросовестных, по их мнению, клиентов. По закону автомобиль можно вернуть в срок до 30 дней после продажи, потом дилеры обязаны устранять выявившиеся дефекты. Спустя больший срок автомобиль можно обменять на новый или забрать деньги только при наличии чего-нибудь более серьезного: к примеру, риск отказа тормозной или рулевой системы, который может привести к ДТП.
Просьба автобизнеса снизить судебные штрафы также выглядит неубедительно. У клиента фактически нет иного рычага для того, чтобы наказать недобросовестного дилера, который затягивает ремонт. Случается, люди не могут получить предоплаченную запчасть год и более. «Ни один суд не выносит решение о штрафе или иных взысканиях, если производитель или дилер в срок и в полном объеме выполняют свои обязательства», — подытожил Лукманов.
«Автомобиль — источник повышенной опасности. Именно в силу этой особенности снижать ответственность производителей и продавцов перед клиентом нельзя», — убежден лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Он особо отметил, что зачастую люди покупают автомобиль, что называется, вслепую. Они мало информированы дилером и у них нет возможности понять, качественная машина или нет, а все огрехи обнаруживаются спустя значительное время. Но ведь человек не виноват в том, что доверился продавцу и купил дефектный автомобиль, при этом зачастую накопив довольно приличную сумму денег. «Я надеюсь, эта инициатива не пройдет и у юридического сообщества, защищающего права потребителей, хватит сил ее остановить», — выразил надежду Похмелкин.
На данный момент письмо с обращением членов АЕБ направлено в правительство. «За рулем.РФ» будет следить за судьбой этого документа.