Водные процедуры
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/СТРАНИЧКА ИСТОРИИ
ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
В примитивных карбюраторах первых двигателей внутреннего сгорания не было привычных нам дроссельных заслонок. Для корректировки количества поступающей во впускной трубопровод смеси, например, при выключении сцепления, конструкторы применяли автоматические регуляторы. Как правило, это были центробежные механизмы, принцип действия которых отработали еще на паровых машинах. При резком увеличении числа оборотов заслонка или специальный поршень прикрывали дорогу пару, а в бензиновых двигателях - рабочей смеси. Центробежные регуляторы имели существенный недостаток - срабатывали слишком резко. Более тонко, без рывков действовали гидравлические устройства, которыми оснащали, в частности, карбюраторы "Кребс", установленные на ранних французских "панар-левассорах".
От системы охлаждения воду по трубке подводили к специальной сблокированной с карбюратором коробке. В ней помещали резиновую или кожаную диафрагму, связанную штоком с небольшим поршнем (см. рис.). Когда с ростом оборотов давление в системе повышалось, диафрагма двигалась, действуя на поршень. Последний перекрывал впускной трубопровод, уменьшая поступление рабочей смеси в цилиндры.
Перемещая поршень специальным рычагом, можно было корректировать работу гидроавтомата, увеличивая количество оборотов двигателя.
Век хитроумных, но ненадежных устройств был недолгим. От сложного инженеры пришли к простому: так называемым системам обратной регулировки, срабатывающим при падении, а не повышении оборотов. Это... обычная подпружиненная дроссельная заслонка, которая пропускает минимальное количество смеси для устойчивой работы на холостом ходу. Принудительно открывая заслонку, водитель увеличивает обороты.
Гидравлический регулятор карбюратора "Кребс": 1 - распылитель; 2 - вход воздуха; 3 - впускной трубопровод; 4 - поршень; 5 - рычаг ручной регулировки; 6 - диафрагма; 7 - трубка подвода воды.