Гонки на... гнилых помидорах
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
ГОНКИ НА... ГНИЛЫХ ПОМИДОРАХ
ТОПЛИВО ДОБЫТО ИЗ ПИЩЕВЫХ ОТХОДОВ
Фирма "Ринспид" выразила суть своей разработки "Авантаж Rone" так: самый низкий (970 мм!) автомобиль в мире и первый спорткар, использующий энергию биомассы.
Пилот этого, чем-то напоминающего "бэтмобиль" болида не сидит, а почти лежит за рулем, причем его положение меняется в зависимости от скорости. Новейшая система управления кокпитом DCCC (Dynamic Cockpit Control Concept) поднимает его насколько возможно высоко при скорости до 40 км/ч и опускает на 300 мм после 75 км/ч. А еще кокпит наклоняется в поворотах так, что пилот не чувствует боковых сил - нечто подобное мы уже видели на "Карвере" в позапрошлом году (ЗР, 1999, № 12).
Перейдем, однако, к двигателю, уютно расположившемуся сзади. Работающий на газе четырехцилиндровый
1,8-литровый "Ровер" мощностью 88 кВт/120 л. с. разгоняет 750-килограммовый автомобиль до "сотни" менее чем за 6 с и обеспечивает "максималку" в 205 км/ч. Параметры не рекордные, но и предназначен "Авантаж" прежде всего для... получения удовольствия водителем без всякого вреда окружающей среде. Дело в том, что из выхлопной трубы не вылетает лишнего СО2. То есть двуокись углерода, конечно же, выделяется при сгорании топлива... но не сверх того, что поглотили растения (!), прежде чем стать так называемым "компогазом".
Речь идет о бурно развивающейся в Европе вторичной энергетике: пищевые отходы перерабатываются в герметичных реакторах в питательный компост, горючий газ и непосредственно в тепло. Этот бродильный процесс идет благодаря анаэробным бактериям без затрат энергии в течение 15-20 дней. В итоге 100 кг гнилых помидоров обеспечивают "Авантажу" 100 км пробега! А одна установка, перерабатывающая в год 20 000 тонн отходов, выдает 1,4 млн. л топлива в бензиновом эквиваленте. Заправиться сжатым до 250 атм компогазом можно на одной из 12 специальных швейцарских АЗС; по всей Европе их, конечно, гораздо больше.
Круговорот веществ в природе наконец-то включил в себя и автомобиль.