Два года = пять киловатт

ДВА ГОДА = ПЯТЬ КИЛОВАТТ

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

ДВА ГОДА =

ПЯТЬ КИЛОВАТТ

ЧАС ИЗБАВЛЕНИЯ

ОТ ГЕНЕРАТОРА И АККУМУЛЯТОРА УЖЕ БЛИЗОК

Меньше двух лет понадобилось БМВ и "Делфай", чтобы разработать и представить публике прототип безгенераторного автомобиля.

Известно, что привычная цепочка преобразования энергии, заключенной в топливе, в электрический ток обладает не слишком высоким КПД. К тому же она нормально функционирует лишь при достаточно высоких оборотах двигателя. Беда не только и не столько в дополнительном расходе бензина - "молотящий" мотор отравляет окружающую среду и укорачивает собственную жизнь.

Но сжигать топливо в цилиндрах, чтобы получить электричество, - не единственный путь. У прямого каталитического процесса в топливном элементе новейшей конструкции КПД почти вдвое выше! К тому же APU (Auxiliary Power Unit - вспомогательный источник питания) работает совершенно независимо от двигателя и дает до 5 кВт (!) энергии сколь угодно долго, пока не опустеет бензобак. А значит, в машине будет тепло зимой и прохладно летом, будут работать кофеварки, холодильники, телевизоры...

Под полом багажника спрятаны реформер, в котором бензин разлагается при температуре около 800°С, выделяя водород, и топливный элемент, где этот газ, соединяясь с кислородом воздуха, "превращается" в ток и водяной пар. Новая разработка названа SOFC (Solid Oxide Fuel Cell). Здесь реакция идет в твердом пористом кубике из керамической окиси циркония. Такой топливный элемент "переваривает" примеси, неизбежно содержащиеся даже в самом лучшем бензине. То есть выгодно отличается от собратьев, работающих на метаноле.

Итак, с генератором, регулятором напряжения, провисающим и свистящим ремнем скоро будет покончено. А вот аккумулятор пока останется, хотя ему хватит буквально пары ампер-часов для пуска APU и поддержания работы сигнализации. Большой стартерный ток сможет обеспечить буферный суперконденсатор. Впрочем, в автомобилях будущего этот ток будет втрое меньшим, чем сегодня, - бортовая сеть переводится на 42 В.

Новая разработка может быть применена на любых традиционных автомобилях, лишь бы их кондиционер мог работать с электрокомпрессором. Вполне возможно, что через пару лет в продаже появятся наборы "Сделай сам" для тех, кто хочет приобщиться к новейшей технике, не меняя любимый автомобиль целиком.

Источник питания APU: 1 - теплоизоляция; 2 - выхлоп "отработанного" пара; 3 - бензиновый реформер; 4 - регулятор подачи воздуха для SOFC; 5 - регулятор подачи воздуха для реформера; 6 - твердотелый топливный элемент; 7 - вентилятор; 8 - контакты; 9 - регулятор подачи бензина.

Подпишитесь на «За рулем» в