Всеведущие на всех ведущих

ВСЕВЕДУЩИЕ НА ВСЕХ ВЕДУЩИХ

ТЕХНИКА

/СЛОВА, СЛОВА...

ВСЕВЕДУЩИЕ НА ВСЕХ ВЕДУЩИХ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Называть вещи своими именами не всегда так просто, как кажется на первый взгляд. Как бы вы определили, например, класс автомобиля "Ленд-Ровер Дефендер" или "Тойота-Лендкрузер"? "Вседорожник" или "внедорожник"? А может быть, 4х4? Или все вышеперечисленные термины имеют право на жизнь? Давайте разбираться!

Как это часто у нас бывает, единственное официальное название машин такого типа, используемое в справочниках и учебниках, далеко не самое популярное. Действительно, часто ли мы называем, скажем, "Блейзер" "автомобилем повышенной проходимости"? Пожалуй, нет, а ведь именно это понятие появилось одновременно с рождением самого класса машин и встречается в автомобильной литературе, изданной на протяжении последних нескольких десятилетий.

Куда более распространено нарицательное "джип" - многие так называют любой автомобиль с большим дорожным просветом, хромированными порогами и запаской, прикрепленной к "корме", какой бы марки он ни был! Словечко укоренилось в 40-е годы: тогда на дорогах (и вне таковых) во всем мире безраздельно правил родоначальник класса вседорожников "Джип-Виллис", у которого долго еще не было конкурентов. Название марки (по одной из версий произошедшее от "Джи-Пи", general purpose - общего назначения) превратилось в имя нарицательное, а абсурдная по сути фраза "да он себе какой-то джип купил, то ли "Мицубиси", то ли "Ниссан" давно уже не режет слух. Учтем, однако: "Джип" - и поныне вполне конкретная, зарегистрированная торговая марка, так что употреблять ее "всуе" не стоит. (Это примерно то же, что любые кроссовки называть "адидас".)

В журнале "За рулем" принято понятие "вседорожник": по нашему мнению, оно наиболее точно и в то же время кратко характеризует автомобиль, предназначенный как для бездорожья, так и для асфальта. Тем более, что здравый смысл и практика эксплуатации подсказывают: в подавляющем большинстве машины эти рассчитаны именно на езду по дорогам - разного качества и состояния, но все же дорогам. А преодоление проселка или снежной целины - приключение, оно не всем "по плечу". Столь часто применяемый термин "внедорожник" - точнее, "внедорожный автомобиль" - не совсем корректен, поскольку им всегда обозначали те машины, которым движение по общим дорогам запрещено. К ним относят карьерные самосвалы БелАЗ, негабаритные тягачи, ракетовозы и другую военную технику. Согласитесь, не компания какой-нибудь "Хонде-СRV"!

Более других в популяризации вседорожных моделей преуспели американцы - из США до нас докатилась и аббревиатура SUV (sport utility vehicle), которую все чаще используют за пределами Северной Америки (ЗР, 2000, № 4).

Некогда столь популярное за океаном обозначение 4х4 ныне перестало быть синонимом слова "вседорожник". Теперь полный привод применяют и на обычных, дорожных и легковых машинах: "Ауди" и "Субару", БМВ, "Мерседес", "Порше"... На базе традиционных универсалов стали конструировать своеобразные "гибриды", которым присущи и вседорожные качества. Например, на "Ауди-Олроуд" и "Вольво-Кросс Кантри" можно не бояться грунтовых дорог благодаря приводу на все колеса, увеличенному клиренсу, прочному защитному пластику, опоясывающему кузов.

Итак, если формула 4х4 говорит о конструктивных особенностях трансмиссии, то термины "вседорожник" и SUV скорее указывают назначение автомобиля. Что касается понятия "джип" - в отношении иных марок его лучше применять все-таки в кавычках...

"Рэнглер" - достойный продолжатель дела "Виллиса" и один из немногих, кого по праву можно назвать настоящим "джипом".

По части внедорожной техники мы всегда были на высоте! Курганский тягач КЗКТ-7428 способен буксировать прицеп массой до 70 т, но, конечно, не по дорогам общего пользования...

"Ниссан-Пасфайндер" - автомобиль не только "повышенной проходимости", но и "повышенной комфортности".

Подпишитесь на «За рулем» в