F1: кризис экономии

Как повлиял главный гоночный чемпионат мира на экологию земного шара? Критикуем техрегламент Формулы-1.

Президент ФИА Жан Тодт, оправдывая радикальные изменения технического регламента, говорил: «Формула-1 должна понять, что нельзя игнорировать такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, финансовый кризис и сокращение природных ресурсов». Красиво и правильно. Что же, посмотрим, каких успехов добился чемпионат мира в этих ключевых направлениях.

КРИЗИС Формула-1 минует благополучно. Бюджеты некоторых команд подросли даже в самом критическом 2010-м. И в эпоху всеобщего спада новые автодромы открываются один за другим. Хотя, казалось бы, проведение Гран-при в той или иной стране не самый надежный способ поднять экономику. Это вложения довольно рискованные. Посмотрите, например, на прозябающую турецкую трассу. В дурацкой ситуации Индия и Южная Корея: Формулу-1 не интересуют их местные кризисы, она собрала дань и уехала. Чем теперь занять шикарные автодромы, непонятно.

А расходы команд как росли, так и растут, с ними и размах пиар-акций. Неудивительно: каждый год технический регламент меняют ради внедрения инновационных технологий. Это же дорогое удовольствие! Увеличение количества этапов и три комплекта шин на гонку тоже плохо вписываются в концепцию всеобщей экономии. Но ради правильного имиджа Формула-1 теперь экономит еще и топливо.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – это ведь не только нефть, верно? Это еще редкоземельные металлы, без которых не заработает система рекуперации энергии, и кислород, нагнетаемый в цилиндры. Давайте определимся, что нам важнее беречь – нефть или воздух. И сколько крутили инновационные моторы на стендах? На испытания двигателей вроде бы ограничений нет. Думается, команды в своих лабораториях сжигают топлива больше, чем на трассах. И что сэкономили, установив предельную емкость бензобака в 100 л, еще надо крепко посчитать. Да и вообще, о какой экономичности речь? Делим 100 л топлива на 300 км дистанции Гран-при – получаем средний расход. Он чудовищен! Что самое ужасное, насущная задача инженеров – выжимать максимум эффективности, то есть удерживать уровень 33,3 л на сотню.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ – скорее всего, не тот вопрос, за который стоит браться именно Формуле-1. Бесспорно, турбомоторы должны быть чуть чище атмосферников. Но разве могут какие-то несчастные 22 болида за один уик-энд что-то серьезно загрязнить? Пятничная городская пробка за минуту выдает отравы больше. Если надо наилучшим образом испоганить окружающую среду, обратитесь к ралли-рейдам типа «Дакара». Интересно, почему ФИА не затягивает экологические гайки в этой дисциплине?

Было бы любопытно узнать, сколько CO и CH вылетает из выхлопных труб «Феррари» и «Мак-Ларена». Но эти показатели не сообщают. Вероятно, даже не измеряют, поскольку они не регламентированы. И если вы уж так радеете за экологию, господа, то почему не перевели Формулу-1 на дизель?

ЭВОЛЮЦИЯ МОТОРОВ ФОРМУЛЫ-1

До 1953: атмосферные 4,5 л либо с нагнетателем объемом до 1,5 л

1954: атмосферные 2,5 л или компрессорные 0,75 л (ни одна команда их не использовала)

1961: только атмосферные 1,5 л (мощность до 230 л.с.)

1966–1986: атмосферные 3,0 л либо с нагнетателем 1,5 л; мощность достигала 900 л.с., на квалификации – до 1500 л.с.; также разрешены роторно-поршневые и газотурбинные двигатели, но единственный эксперимент «Лотоса» был неудачным

1989: атмосферные 3,5 л, турбонаддув запрещен

1995: только атмосферные до 3,0 л

2000: то же, но только конфигурации V10

2005: то же, но не более 5 клапанов на цилиндр

2006: атмосферные 2,4 л, только V8

2007: максимальные обороты не свыше 19 000 об/мин

2009: разрешена система рекуперации KERS, ограничение 18 000 об/мин

2014: 1,6 турбо, ERC, ограничение 15 000 об/мин

МНЕНИЯ

Флавио Бриаторе, бывший директор команд «Бенеттон» и «Рено»: «Пилоты, экономящие топливо, – это безумие. Обязать гонщиков ехать медленно – противоречит здравому смыслу. Инженерам, похоже, безразличны болельщики и зрелищность. Они создали правила, хуже которых не придумать».

Берни Экклстоун, президент «Формула-Уан менеджмент» (FOM): «Мы работаем в развлекательном бизнесе. Сколько цилиндров в моторе? Большинство зрителей этого не знают, им все равно. Они хотят видеть гонку, а не технические достижения. Им нравился прошлогодний двигатель, не было нужды что-то менять».

Дитрих Матешиц, владелец команды «Ред Булл»: «Формула-1 не для того, чтобы устанавливать рекорды топливной экономичности или снижать уровень звука настолько, чтобы по ходу гонки разговаривать шепотом. И я считаю совершенно абсурдным, что новые машины медленнее, чем в прошлом году».

Ники Лауда, директор команды «Мерседес»: «Старые двигатели V8 отработали свое и должны были уступить место современным, которые в большей степени отвечают нуждам серийного автопрома и являются более экологически дружественными».

Подпишитесь на «За рулем» в