Да будет свет!
АКТУАЛЬНО
/БЕЗОПАСНОСТЬ
ДА БУДЕТ СВЕТ!
"ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ ДНЕМ!" - ПРИЗВАЛ ЖУРНАЛ ПОЛГОДА НАЗАД
ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, АНТОН ЧУЙКИН
Честно говоря, были приятно удивлены резонансом, который вызвала статья (хотя иным откликам, положа руку на сердце, предпочли бы зрелище: поток автомобилей с зажженными фарами). С нами спорили, нас ругали, обвиняли в пособничестве нефтяным концернам (?!), но большая часть читателей приняла нашу сторону: включить в светлое время фары - значит сделать движение безопаснее.
Не будем вновь доказывать, насколько полезен ближний свет днем - наши аргументы прежние (ЗР, 2001, №11). К тому же нам помогут сторонники дневного света. Поспорим с оппонентами, аргументы которых можно объединить в две большие группы.
ВОЗРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
"У меня уже пятый "Москвич" - "Святогор" с двигателем 1,7л. У него, как и всех предыдущих, отрицательный энергобаланс на холостом ходу. Так заложено конструктивно - генератор не дает тока зарядки при малой частоте вращения коленчатого вала. Потолкаешься в пробке часок, да еще с включенным вентилятором "печки" и обогревом заднего стекла, так аккумулятор за один день садится. А если еще и ближний включить..." С. Погребной.
"На вопрос, буду ли я включать ближний свет днем, отвечу - нет. Это затруднительно с технической точки зрения, так как будет сказываться на аккумуляторе и генераторе". Инкогнито.
"Не думаете ли вы, что при постоянной езде с ближним светом автозаводам придется вносить изменения в систему энергоснабжения - ставить более мощные генераторы, чтобы не посадить АКБ?" Владимир.
Действительно, штатный генератор не всесилен: он добывает электричество, а всевозможные лампочки, вентиляторы и стартеры тратят его, как хотят. Аккумулятор - это своего рода "счет в банке": он тает при каждом пуске мотора и должен восстанавливаться при помощи генератора. Если же расходы превышают доходы, то рано или поздно банк откажется кредитовать очередной пуск мотора.
Подавляющее число преждевременных отказов аккумуляторов вызвано их "нездоровым образом жизни". Утром батарея вынуждена крутить стартер в среднем от 2 до 20с, отдавая сотни ампер на пуск холодного мотора. Чтобы "оклематься", аккумулятору потребуется уже 20 минут! Однако времени, естественно, нет - у нас дела и мы трогаемся в путь.
Вспомнилась статья в ЗР - включаем фары. Накрапывает дождь - зашуршали "дворники". Угодили в пробку - машина то и дело полыхает стоп-сигналами. Запотели стекла в салоне - нужны вентилятор и обогрев заднего стекла. Потом под капотом проснулся электровентилятор, его глушим магнитолой... Вечером история повторяется. А где же зарядный ток? Его нет...
Не стоит впадать в панику, выясним реальное состояние дел: на "холостых оборотах" подключим амперметр между аккумулятором и генератором и посмотрим, чья возьмет. Для этого выдернем пару редакционных автомобилей из привычного ритма - начнем с "Волги" GAZ 3110 с двигателем ЗМЗ-4062.
На прогретом моторе при оборотах холостого хода 1200 в минуту амперметр показывает "заряд" - 2А. Включаем "ближний" свет, затем "дальний" - генератор не сдается: зарядный ток примерно 0,6А. Нажимаем на тормозную педаль - есть: стрелка показывает "ноль". Наши "доходы" сравнялись с "расходами" - вот тут-то и начинается самое интересное...
Поочередно подключаем обогрев заднего стекла, вентилятор "печки", "дворники" и обогрев форсунок - разрядный ток возрастает до 7А. "Добиваем лежачего" электровентилятором системы охлаждения: 17А!
После мощной "волговской" энергосистемы залезать под капот VAZ 2104 как-то боязно. Для начала измеряем обороты коленвала - всего 800об/мин. Заряд есть - 2А, но... Но первый же включенный потребитель - ближний свет фар - загнал стрелку амперметра на отметку "минус 2А". Включение дальнего света и обогрева заднего стекла отбросило ее на 11А, вентилятор и стеклоочистители увеличили расходы до 14А, а стоп-сигналы - до 17А.
Конечно, если не стоять, а ехать, то на частотах вращения коленвала в районе 2500-3000 об/мин и "Волга", и "Жигули" вновь обретут душевный комфорт, даже при всех задействованных штатных потребителях. (Влияние дополнительных нагрузок типа электрохолодильников или, того хуже, мощной музыкальной установки не учитываем.) Современный генератор выдает примерно 55-75 А - при максимальной частоте вращения.
Если ваши ежедневные поездки напоминают описанные выше "хождения по мукам", то вы просто обязаны периодически проверять состояние батареи! Беднягу непременно надо подзаряжать - если не зарядным устройством, то хотя бы получасовой пробежкой по загородному шоссе. Угодив очередной раз в пробку, отключите все лишнее. Кстати, не грех увеличить обороты холостого хода в пределах разумного - примерно до 1100-1200 об/мин. Меры простые, но действенные.
А теперь вернемся к ближнему свету. Формально "четверке" он повредит - если жечь фары в глухих пробках... Но даже такой режим машина легко перенесет, крутись двигатель чуть-чуть проворнее. К тому же, согласитесь, из заторов мы иногда выезжаем! Кстати, редакционные машины, которые ездят по Москве с ближним светом, все в добром здравии.
Вопрос можно закрыть... и все же еще пара аргументов. Представьте, что сейчас зима, и ваши поездки на работу и обратно приходятся на темное время суток, когда не по призыву журнала, а по требованию ПДД фары обязательно должны гореть! Вам не кажется, что уважаемым оппонентам стоит адресовать вопросы заводам-изготовителям автомобилей - не пора ли пересмотреть энергетический бюджет машин? Кстати, впрысковые автомобили с мощными генераторами могут парировать большее потребление электроэнергии, поддерживая стабильные обороты холостого хода.
А в пробках фары можно и выключать... только не забывайте про них, вырвавшись на простор!
Работающие штатные фары не навредят автомобилю, особенно если принять нехитрые меры предосторожности.
Включайте свет днем!
Действительно, а какой процент к расходу топлива добавит нам ближний свет? Конечно, в борьбе за безопасность "мы за ценой не постоим", но денежек все-таки жалко...
Для начала посчитаем. Двигателю придется дополнительно выдавать примерно 150Вт - столько потребляют лампы фар, подсветки номерного знака и т.д. Зная примерные КПД (30-35%), удельный расход бензина (около 0,4кг/кВт.ч при частичной нагрузке) или, скажем, теплоту его сгорания (43МДж/кг), нетрудно прикинуть, сколько литров вытянут включенные фары: в самом худшем случае меньше 0,1л/ч! А в среднем, нажав клавишу ближнего света, вы увеличите расход топлива на... неуловимые 1-3%.
Науку, однако, надо проверять практикой. Что ж, ставим эксперимент.
Сравнивать топливную экономичность с фарами и без в условиях реального города - дело безнадежное. А вот загнать автомобиль на стенд с беговыми барабанами и попросить экспертов НАМИ измерить расход при разных положениях переключателя света - это совсем другое дело. Так и делаем - к бегу на месте готова "Волга" GAZ 3110 с двигателем ЗМЗ-402. Измеряем топливную экономичность на холостом ходу, а также на режимах постоянных скоростей при включенной прямой передаче. Данные испытаний - в таблице.
Получилось то, что, в общем-то, и ожидалось - погрешность результатов измерений выше, чем реальный прирост расхода горючего. Здесь - чуть больше, там - чуть меньше, а в среднем - практически никакой разницы.
Вновь о машинах ЗР: мы постоянно ездим с включенными фарами со времени выхода первой статьи. Расход топлива остался на прежнем уровне!
Да, конечно, есть еще экологический аспект. Неспроста европейцы предполагают оснащать новые машины маломощными дневными светильниками, не задействуя штатные фары. У них, кстати, Евро IV на носу, а у нас вовсю чадят по нормам 20-летней выдержки! Не стоит в попытке защитить окружающую среду забывать о главной ее части - человеке. Ведь именно его жизнь сохраняют включенные днем фары...
Ближний свет не заставит больше платить за бензин.
Берегите себя,
включайте фары днем!
Мы привели далеко не все аргументы... да и не всех оппонентов выслушали. С интересом продолжим дискуссию - в одном из следующих номеров журнала.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"Прочитал статью "Днем с огнем". И вот что скажу: готов подписаться под каждым словом. Сам езжу со светом круглосуточно с февраля 2000 года и готов поделиться статистикой. Пробег VAZ 21093 - около 50 тыс. км. Вышли из строя детали, так или иначе завязанные на ближний свет: аккумулятор, ремень генератора, лампа Н4 и патрон лампы габаритного света блок-фары. Итого из дорогостоящих деталей - только аккумулятор, но - взаимосвязь неочевидна. А лампочка дешевле, чем даже просто подкрасить крыло после аварии". Евгений.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ------- Из редакционной почты
"Полностью поддерживаю инициативу журнала. Сам начал включать ближний свет днем задолго до выхода статьи. В состоянии ЗР организовать кампанию по сбору подписей и обращению к депутатам Госдумы, чтобы ввести в ПДД пункт, обязывающий включать фары в светлое время суток? Думаю, со временем это поддержат большинство водителей". Инкогнито.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"Очень важную и актуальную тему поднял журнал. Даже если ближний свет днем хотя бы на доли процента уменьшит аварийность, то это уже несколько спасенных жизней, а жизнь человека - бесценна. Пересчитать ее в генераторы и количество бензина невозможно. Но большую опасность представляют те автомобилисты, которые "экономят лампочки" и ездят в темноте только с включенными габаритными огнями". Игорь Васильев.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ------ Из редакционной почты
"К сожалению, мало кто упоминает о проблемах отсутствия ближнего света в темное время суток... Моей машине 17 лет. Днем, кроме пробок, еду с ближним светом; естественно, и ночью. Ни генератор, ни аккумулятор не страдают". Владелец 2107.
ДОВОДЫ БЕНЗИНОВЫЕ
Это (ближний свет днем - ред.) приведет к сжиганию дополнительных литров бензина на радость нефтяным компаниям... Р. Тиманенко, Подольск. Ноябрь 2001 года
На улицах города сжигается бензин - нетрудно посчитать, сколько его дополнительно придется израсходовать... А. Квятковский, Раменский р-н. Январь 2002
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"11 автобусный парк ГУП "Мосгортранс".
Хочу полностью с вами согласиться по поводу решения круглосуточно работать с ближним светом фар и поделиться по этому поводу результатами работы нашей организации. В 1994 году произошло пять ДТП (72% от общего количества за год), связанных с внезапным выходом на проезжую часть пешеходов. Руководство предприятия решило провести эксперимент - работать с ближним светом фар круглосуточно. В НАМИ была разработана схема незначительного изменения электрооборудования автобуса, которая включала ближний свет автоматически после пуска двигателя. Данная работа позволила в 1995 году снизить количество ДТП, связанных только с внезапным выходом пешехода перед автобусом, до двух случаев или 22% от всех ДТП, что доказало эффективность эксперимента. Однако среди других автобусных парков поддержки эксперимент не нашел и был прекращен". В. Прохоров, директор парка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Скорость, км/ч 0 30 45 60 75 90
Расход топлива, л/ч
(при выключенном ближнем свете) 1,56 2,4 3,45 4,38 5,64 8,40
Расход топлива, л/ч
(при включенном ближнем свете) 1,53 2,43 3,18 4,32 5,74 8,48
Отклонение, % -1,9 +1,2 -7,8 -1,4 +1,8 +0,9