Глас народа
АКТУАЛЬНО
/ПОПРАВКИ
ГЛАС НАРОДА
УЛУЧШАТЬ ЗАКОНЫ МОЖНО ВМЕСТЕ
Поверить в то, что государство - это мы, можно будет, когда власть станет искренне отстаивать наши, а не бюрократические интересы. В свое время журнал предложил отменить изъятие "прав" до уплаты штрафа - мы собрали десятки тысяч подписей и отправили в Госдуму. Сегодня эта поправка принята.
Но избавление от конфискации водительских удостоверений - не верх наших стремлений. Мы хотим большего. Пусть не сразу, но сделать цивилизованными отношения автомобилистов и с властью, и с автозаводами, и даже, если хотите, друг с другом.
У нас не одно предложение на этот счет, но начать хочется с того, о чем больше всего говорят читатели. Мы передали в Думу два законодательных предложения. Одно - об отмене спецпроезда для лиц, подлежащих государственной охране (а также о серьезном сокращении мигалок и запрете спецномеров), другое - о введении открытого (публичного) отзыва некачественной продукции.
А НАМ НИПОЧЕМ...
"Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: "Лошадей!" И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь". (Н. В. Гоголь "Ревизор")
Почти каждый год появляется постановление о сокращении мигалок, о прекращении выдачи спецталонов (индульгенции нарушителям перед ГИБДД), но система живет и процветает. Не только люди из власти, но и "все, кому нужно" - директора банков, страховых компаний, нефтяные короли и им подобные - каким-то образом получают доступ к беспрепятственному проезду.
Мы живем не в гоголевские времена. Как же нам побороть эту систему? Похоже, есть только один способ: изменить закон и запретить спецпроезд вместе со спецномерами - то есть раз и навсегда уравнять всех участников движения. Мы решили воспользоваться этой возможностью вместе с читателями, для чего предлагаем поправки в законы.
1. Дополнить закон "О безопасности дорожного движения" статьей "14.1. Специальные сигналы:
Перечень транспортных средств, на которые могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы, определяется Правительством Российской Федерации. При этом установка специальных сигналов допускается только на автомобилях Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства юстиции, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Скорой медицинской помощи, пожарной охраны. Наряду с этим не допускается использование особых государственных регистрационных знаков".
2. Дополнить пункт 10 статьи 15 закона "О государственной охране" словами: "при этом не допускается ограничивать движение транспортных средств по дорогам общего пользования в целях обеспечения беспрепятственного проезда объектов государственной охраны".
ОТКРЫТЬ ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Совет безопасности России проблему качества наших автомобилей еще никогда не обсуждал. Может, поэтому никто не знает, сколько у нас гибнут в авариях, произошедших из-за конструктивных и производственных дефектов автомобилей. Инспекторы ГИБДД не в состоянии определить причину ДТП по внешнему виду автомобиля - нужна экспертиза. В то же время в редакцию приходят люди, кто попал в ДТП из-за треснувшей рулевой тяги, разрушившегося подрамника или лопнувшей покрышки на практически новых машинах! Значит, проблема существует.
Владелец "Соболя" подал в суд на ГАЗ, требуя заменить автомобиль. За два года он 8 раз менял задний мост, 3 раза коробку передач и 2 раза гидроусилитель руля. Завод иск не признал. В Нижнем согласны, что отдельные узлы газовских машин требуют ремонта или замены, но отзыв объявлять не желают и заменять автомобиль тоже. Владельцу же пытаются внушить, что это - в порядке вещей.
Недавно на сайтах московских дилеров ВАЗа появились сообщения об отзыве. Например, в марте прошла информация "о принудительной замене по гарантии" болтов крепления суппорта на моделях 21083, 21093 (99), 2115, 2114, 2110, 2111, 2112. Пресс-служба завода в это время сообщала о выпуске новой модели...ритуального автомобиля. Только когда журналисты осадили Тольятти со всех сторон, "новость" все же появилась на официальном сайте АвтоВАЗа. В ней не было сколько-нибудь стоящей информации: ни номеров отзываемых машин, ни комментариев специалистов (по поводу того, насколько опасен обнаруженный дефект), только сообщение.
Год назад "За рулем" обратился к российским автозаводам с предложением рассмотреть возможность введения системы открытого отзыва. Тогда мы получили весьма туманные ответы: мол, идея хороша, но люди к ней не готовы, надо подождать. В этом году на АвтоВАЗе избран новый генеральный директор - В. Вильчик. И мы отправили в Тольятти письмо с просьбой еще раз вернуться к нашему предложению. Когда эта статья была уже подготовлена к печати, пришел ответ: "Выражаю благодарность... журналу "За рулем" за... поддержку принятого в АО "АвтоВАЗ" направления по переходу на открытый отзыв автомобилей... Начиная с 2002 года, АО "АвтоВАЗ" информирует потребителей об отзыве... через сервисные службы, ГИБДД... средства массовой информации....Публикация информации на страницах "За рулем"... приветствуется". Подпись: президент генеральный директор В. А. Вильчик.
Руководство тольяттинского завода изменило свое отношение к реколу, и нам приятно, что это случилось не без нашего участия.
Но ВАЗ не единственный в России строит автомобили. ГАЗ, "Ижмаш", УАЗ и другие, судя по всему, не спешат примкнуть ни к открытому, ни даже к "закрытому" отзыву. А значит, завтра, если обнаружат, скажем, дефект в рулевом управлении и ничего не ведающий об этом водитель попадет в аварию, все будет как прежде: ГИБДД отпишется привычным "не справился с управлением".
Публичный отзыв должен быть введен законодательно. Чтобы ни у кого не появлялся соблазн скрыть какие бы то ни было дефекты, связанные с безопасностью прямо или косвенно. Возьмем в качестве примера такую деталь, как стеклоподъемник (в свое время они часто отказывали на "десятках", но ВАЗ не объявлял отзыва по этой причине). На первый взгляд - на безопасность не влияет. Но представим себе: окно заклинило в открытом положении в самый ливень и проезжающая мимо машина обдала вас грязевым душем. Невольно отвлеклись от дороги... - чем это закончится? Мы хотим жить в уверенности, что каждый завод следит за такими дефектами и при необходимости объявляет открытый отзыв, оповещая об этом всех автовладельцев, в том числе и через средства массовой информации.
Мы предлагаем дополнить статью 7 закона "О защите прав потребителей" словами "Отзыв должен носить публичный характер. Порядок отзыва определяется Правительством Российской Федерации".
Ждать, что так необходимые нам законы или поправки к ним будут приняты сами по себе, не приходится. Мы сами должны активно участвовать в этом процессе, если хотим изменить положение к лучшему. Надеясь на поддержку читателями изменений в текстах законов, мы предлагаем заполнить публикуемый ниже купон и выслать его в адрес редакции.
P. S. Все предлагаемые дополнения были нами переданы в Думу через депутата Виктора Похмелкина. Ваши листки голосования будут отправлены туда же. Надеемся, законодатели не смогут не принять во внимание волеизъявление множества автомобилистов. Мы вместе сделаем нашу жизнь достойной!
РЕДАКЦИЯ
...ИЗМЕНИТЬ ЗАКОН
И ЗАПРЕТИТЬ СПЕЦПРОЕЗД
ВМЕСТЕ СО СПЕЦНОМЕРАМИ -
ТО ЕСТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
УРАВНЯТЬ
ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ
ПУБЛИЧНЫЙ ОТЗЫВ
НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
ДОЛЖЕН БЫТЬ ВВЕДЕН
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО