Автомобили для первых лиц: у истоков проекта «Кортеж»
Император Александр III был современником автомобилей с ДВС, но сам на них не ездил. Моторизация царского двора началась при Николае II. Тот тоже не сразу приобщился к «моторам» (так он называл автомобили в дневнике). Поначалу Николая II катал его младший брат – великий князь Михаил Александрович, потом князь Владимир Орлов. Он-то и увлек государя поездками, и тот в 1907 году велел учредить Собственный Его Императорского Величества Гараж.
Сначала Николай II ездил на автомобилях Mercedes, затем в его гараже стали доминировать французские Delaunay-Belleville. Личный шофер у царя тоже был французом – вплоть до революции его возил Адольф Кегресс.
Все автомобили Собственного Его Императорского Величества Гаража делились на категории: императорские – ими пользовались члены августейшей фамилии, свитские или кавалерские – для придворных, грузовые – для перевозки царских вещей, служебные – для разъездов гаражного начальства, походные кухни и машины дворцового коменданта. Отечественные автомобили в царском гараже (лимузин завода «Лесснер» и два «Руссо-Балта» – ландоле и лимузин) в списках фигурируют как свитские. В качестве основных машин «Руссо-Балты» использовали только родственники царя – великая княгиня Мария Павловна и великий князь Константин Константинович.
К 1917 году в императорском гараже стояли четыре Delaunay-Belleville, два лимузина Rolls-Royce, ландоле Peugeot, ландоле Renault и малолитражный Bébé Peugeot, подаренный цесаревичу на именины в 1914-м. После Февральской революции большая часть автопарка обслуживала Временное правительство, а после Октябрьской – большевиков.
Когда столицей стала Москва, Военная автомобильная база Совета народных комиссаров – так официально именовался гараж новой власти – обосновалась на Петровке сразу в нескольких зданиях. Правительственный гараж находится там до сих пор и легко узнаваем по паркингу с полукруглым пандусом. В 1919 году из полусотни автомобилей, обслуживавших Совнарком, отечественным был только ландоле «Русско-Балтийский». На нем ездил народный комиссар по страхованию и борьбе с огнем Марк Тимофеевич Елизаров – муж старшей сестры Ленина.
Остальные машины были иностранными, от бывших царских Delaunay-Belleville и Rolls-Royce до совсем экзотических французских ландоле FL или итальянского лимузина Scat. Все это, естественно, осложняло ремонт и обслуживание автопарка.
Ситуацию изменил новый начальник автобазы Александр Павлович Медведев, назначенный в декабре 1919 года. Он снизил число марок, отдавая предпочтение британским Rolls-Royce и Napier, французским Delaunay-Belleville и итальянским Fiat. При нем начались закупки для гаража «свежих» единиц транспорта, причем Александр Павлович экономил: зная надежность «Роллс-Ройсов» и «Нэпиров», советовал закупать подержанные экземпляры, а то и вовсе шасси. Он же придумал схему, повторенную спустя 90 лет авторами проекта «Кортеж», – иностранная платформа и отечественная надстройка: шасси Rolls-Royce и Napier получали кузова, изготовленные на 4-м Государственном автомобильном заводе – бывшей экипажной фабрике Ильина в Каретном ряду. Один такой «гибрид» – экспонирующийся в музее-усадьбе «Горки Ленинские» полугусеничный Rolls-Royce с характерным «ильинским» высокобортным кузовом.
Новый советский лидер Иосиф Сталин поначалу пользовался автомобильным наследием Ильича – Rolls-Royce, но к рубежу 20–30-х годов полюбил американскую технику: «Паккарды», «Кадиллаки», «Бьюики» и «Линкольны». С мощными 12-цилиндровыми Lincoln KB связан и первый опыт бронирования правительственных автомобилей: на лимузины Сталина и его ближайшего окружения ставили противопульные бронелисты, закрепленные на деревянном каркасе кузова обыкновенными шурупами. Такими «броневиками» Сталин пользовался до 1935 года. Затем ему прислали из Америки целиком бронированный Packard Twelve с защищенным со всех сторон салоном и толстенными стеклами по периметру. С тех пор Сталин отдавал предпочтение именно этой марке даже в послевоенные годы.
К середине 30-х относится создание первого советского серийного лимузина ЗИС-101. В его конструкции есть следы и «Кадиллака», и «Паккарда», и «Бьюика», но кадиллаковской красотой первый лимузин СССР не блистал, как и паккардовской надежностью, и бьюиковским качеством. Да, он был полностью изготовлен из отечественных деталей, эксплуатировался в правительственном гараже, но Сталин и его окружение по-прежнему предпочитали иномарки.
Первым полностью отечественным автомобилем главы государства стал бронированный ЗИС-115 – работы над ним начались в 1942 году и закончились к 1945-му. Именно он стал основной машиной Сталина, впрочем, иногда пересаживавшегося в старенький Packard.
При Хрущеве броневики отошли в прошлое: Никита Сергеевич любил появляться на публике в фаэтонах ЗИС-110Б. Стремление догнать и перегнать Америку привело к появлению в 1959 году советского лимузина ЗИЛ-111. Заимствовав дизайн и конструкцию у американцев, Завод имени Лихачева обходился без иностранных комплектующих при производстве главного автомобиля страны. Лишь в 1967-м на ЗИЛ-114 появились дисковые тормоза Girling. У сменившего его в 1978 году ЗИЛ-4104 к ним добавились бельгийские триплексные стекла, а через семь лет ЗИЛ-41047 украсили прямоугольные фары Bosch с омывателями и очистителями. В годы перестройки создавался прототип ЗИЛ-4102 – с применением фар от Volvo 780 Coupe Bertone и сидений от Renault 25, но после развала Советского Союза он оказался никому не нужен… К тому же Раиса Максимовна Горбачева не любила ЗИЛы и говорила мужу: «Министры ездят на красавицах «Чайках», а мы – на каких-то гробах!»
Ельцин первое время пользовался ЗИЛом, но в 1994 году пересел на Mercedes-Benz. ЗИЛ-41047, а его можно назвать последним советским серийным лимузином, по индивидуальным заказам собирали до нулевых. В 2002-м последний экземпляр сделали для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Спустя десять лет «сорок седьмой» стал основой для ЗИЛ-4112Р, построенного для президента России Владимира Путина. Однако архаичный автомобиль не понравился потенциальному пассажиру и в новостях сообщили, что ЗИЛ-4112Р «еще требует доработки». Сегодня наш президент – один из немногих лидеров крупного государства, передвигающихся на автомобилях иностранного производства. «Кортеж» призван восстановить «статус-кво».
Комментарий
Иван Баранцев, автор:
– Ситуация с «отечественностью» главных автомобилей страны пошла по второму кругу с аккуратной разницей в 90 лет. Пересевший в 1994 году на Mercedes-Benz Ельцин отбросил позиции к 1906-му – тогда Николай II только-только начинал с «Мерседесов». Проект «Кортеж», стартовавший в 2013 году, чем-то напоминает ситуацию начала 20-х, когда начальник автобазы СНК товарищ Медведев монтировал кузова отечественного производства на шасси «Роллс-Ройсов» и «Нэпиров». Если так пойдет и дальше, к 2025-му у нас начнется производство лимузина исключительно из российских комплектующих – так же, как и ЗИС-101 из советских. А к 2035 году мы создадим собственный броневик, как некогда ЗИС-115. За этим последует кабриолет.
Ну а после будем копировать американский дизайн и по мелочам внедрять иностранные комплектующие. И так вплоть до очередной пересадки на Mercedes-Benz... Колесо истории!