Dodge WC-56: Однополчане

Годовщину Победы в Великой Отечественной войне отмечаем знакомством с командирским «Доджем WC-56».

В самом конце 1942-го совсем молодой водитель Георгий Закржевский вывел армейский «Додж» за ворота завода в Коломне. Здесь наладили сборку машин из американских комплектов. Колонна из двадцати «доджей» заехала в подмосковное Кусково, загрузилась боеприпасами и направилась в сторону Смоленска. Конечная точка маршрута – Витебск. Вернее, не конечная, а начало фронтовой жизни однополчан – новых «доджей» и водителей-новобранцев…

ОРУЖЕНОСЕЦ

Обычно буквы WC расшифровывают как Weapons Carrier – носитель оружия. Правда, в семейство военных «доджей» входили также версии с индексами VC и VF. Была и дополнительная сложная фирменная классификация с буквами T и G. Впрочем, шифры шифрами, а оружие «доджи» действительно носили – среди множества модификаций встречались варианты с пулеметами. Истоки семейства – в машинах первой половины 1930-х, когда фирма «Додж» всерьез занялась полным приводом. А ближайший предшественник нашего героя – коммерческий грузовик VC1 1939 года. В 1940-м на конвейер встало семейство WC, максимально простое по кузовам и прочное потому, что под ними рама.

Зимой этот «салон» можно было утеплить пристежными боковинами с целлулоидными окошками.

В период Второй мировой «доджи» поступали в армии США, Великобритании, некоторых других стран, а также к нам по договору ленд-лиза. Часть машин собирали в Иране и своим ходом гнали в СССР, некоторые, как автомобиль Георгия Закржевского, с которым довелось общаться, – в Союзе. По современным понятиям их можно считать нашими, отечественными.

СТАЛИ И СПЛАВЫ

В декабре 1942-го подмосковные дороги казались молодым, необстрелянным водителям скатертью праздничного стола. Найти проселок в Подмосковье и нынче несложно. Почти порожний «Додж» немилосердно прыгает на неровностях, хотя я старательно сбрасываю ход и, где можно, объезжаю колдобины. А ведь водители Великой Отечественной хвалили американские машины в том числе и за плавность хода. И были правы! В сравнении с полуторкой и трехтонкой «Додж» c его гидроамортизаторами куда комфортнее.

Водитель не взлетает головой к брезентовому потолку еще и потому, что надежно зажат между сиденьем и рулем. Ну а слева его удерживает запаска. Для быстрой эвакуации из машины это, правда, помеха. Для работы педалью газа правую ногу приходится немыслимо изгибать. Особенно мешает рычаг управления лебедкой. Кстати, этой машине она досталась не на заводе. Версия WC-56 – командирский автомобиль без лебедки. Точно такой же, но с лебедкой имел обозначение WC-57.

Вот так, рассказывал Георгий Александрович, – продуваемые всеми ветрами, в пилотках и ботинках с обмотками, новобранцы в декабре 1942-го гнали «доджи» к фронту. А потом на них же и воевали: уводили машины от обстрелов и налетов, лавировали между минами, ночью часто с выключенными фарами. Мысли об этом не позволяют мне жаловаться на неудобство посадки и холодный весенний ветер, гуляющий по тому, что только с большой долей условности можно назвать салоном. Все-таки люди и их машины часто похожи. По крайней мере, в отношении фронтовых водителей и немного грубого, но прочного, безотказного, честного ленд-лизовского «Доджа» это совершенно справедливо.

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

Из рассказов фронтовых водителей запомнился шофер «Виллиса», которому надоело бороться с глубокой, накатанной колеей, – он выскочил на поле и почти сразу подорвался на мине...

В отличие от виллисовской, колея «Доджа-WC» очень близка к той, что имели отечественные и американские грузовики Великой Отечественной. А уж по проходимости, опять же по словам армейских водителей, это одна из лучших машин (если не самая лучшая) той войны. Огромный дорожный просвет, шины с мощными грунтозацепами, полный привод позволяли преодолевать очень серьезное бездорожье. Отсутствие понижающей передачи компенсировала первая, на которой производитель разрешал ехать не быстрее 9 миль в час (примерно 14 км/ч). На нормальных дорогах машине без прицепа первая передача не нужна вовсе.

Велик, конечно, соблазн попробовать старенький «Додж» если не в экстремальных условиях, то в более серьезных, нежели обычные проселки и относительно ровное промерзшее поле. Не делаю этого из опаски и, главное, из уважения к машине. Она свое отвоевала!

Понимаю водителей, которые ценили «Додж» за отменную динамику. Мотор в 92 л.с. для машины полной массой около 3000 кг очень неплох и по меркам 1950-х, а уж в сравнении с нашими автомобилями времен войны разгоняется «американец» просто замечательно. Управлять коробкой передач без синхронизаторов для настоящего шофера не проблема. Как и отчаянный вой трансмиссии, немного стихающий лишь на прямой – четвертой передаче. Главное, чтобы все исправно работало, а уж с каким звуком – не важно! Тормоза на «Додже» тоже куда лучше, чем на отечественных грузовиках, вполне сравнимы с тормозами многих вседорожников 1950-х и даже начала 1960-х годов.

Большинство «доджей» в Красной армии, да и в союзнических, были грузопассажирскими и несли обычную фронтовую службу. А вот на таких – командирских «доджах» время от времени ездили высокие военачальники, в том числе Эйзенхауэр, Паттон, Маршалл, Жуков.

И старшие офицеры, и тем более водители долго еще вспоминали «доджи» с теплотой и уважением.

Сетовать на холод, тяжеленные педали, неподатливый рычаг переключения передач стыдно – и перед собой, и уж точно перед мальчишками, которые воевали за рулем таких да и прочих машин Великой Отечественной. Всё меньше остается тех, кто может рассказать об этом на собственном опыте. Машины ведь живут куда дольше людей. Но мы с «Доджем» попытались хоть в самой малой степени понять, как все это было. А главное – поздравить тех, кто жив, помянуть павших и не доживших до очередного Дня Победы…

ВОЕННОЕ ДЕЛО

Семейство «Додж-WC» выпускали с 1940 по 1945 год. Среди модификаций – грузовики с тентом и цельнометаллической кабиной, фургоны и универсалы, санитарные автомобили, версии с пулеметами, командирские машины. В конце войны выпускали также трехосные «доджи» WC-62 и WC-63 грузоподъемностью 1,5 т. Автомобили оснащали «шестерками» мощностью 79–99 л.с., четырехступенчатой коробкой передач, отключаемым передним приводом. Всего выпустили около 260 тысяч автомобилей, из них, по разным оценкам, 20–25 тысяч отправили в СССР.

Редакция благодарит Вячеслава Лена и компанию «Коллекционные автомобили» за предоставленный автомобиль и Государственный военно- технический музей в Черноголовке за помощь в организации съемки.

Подпишитесь на «За рулем» в