Машины внутренних дел

МАШИНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ТЕХНИКА

/ПРОФЕССИЯ

МАШИНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОНИ ПАТРУЛИРУЮТ, ЭСКОРТИРУЮТ, ПРОВОДЯТ ТЕХОСМОТР И ДАЖЕ ВЕДУТ СЛЕДСТВИЕ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Большинство милицейских (и полицейских) легковых автомобилей конструктивно не отличаются от серийных. Обязательны заметная окраска (в каждой стране - своя), сигнальные фонари на крыше, громкоговоритель. Кстати, у многих машин генератор и аккумулятор - стандартные. Поэтому "люстру" лучше выключать, когда не работает двигатель: батареи VAZ 21102, например, хватит минут на десять. В салоне патрульной машины - рация и микрофон, в багажнике - набор конусов для ограждения места происшествия.

Некоторые автомобили оснащают усиленными подвесками. Однако чаще полиция просто выбирает модели, подходящие для конкретных условий - тесных городов, скоростных автострад или горных троп; конечно, с учетом национальных особенностей. Американцы любят могучие полноразмерники - прочные и надежные, например " Форд Краун Виктория" (такие работают и в Москве), однако нынче полисменам в США приходится довольствоваться более скромными автомобилями. Зато в глубинке копы ездят на "стопроцентных американцах" - грозных, но комфортабельных вседорожниках.

Другая крайность - компактные "смарты". В последние годы юркие и динамичные машинки (у "малыша" теперь есть даже 70-сильная версия) заступают на службу в тесных европейских городах. Проворней лишь мотоциклисты, способные просочиться сквозь любую пробку, а потому незаменимые в мегаполисах. В Москве, кстати, недавно прописались ИЖи.

Зарубежные стражи правопорядка для городской службы уже получают непривычные пока машины с гибридными силовыми установками. " Тойота Приус" с двигателем внутреннего сгорания мощностью 53 кВт/72 л. с. и электромотором в 33 кВт служит британским бобби. Она экономична, обладает неплохой динамикой (разгон до "сотни" - 13,4 с), а воздух загрязняет меньше обычных автомобилей. Кстати, в Великобритании появились и полицейские электромобили.

Помимо обычных массовых моделей, в арсенале полиции любой страны есть очень быстрые автомобили: в Англии, например, "ягуары", а в Германии - даже "порше". Эти машины - не только "догонялки", хотя и такое качество полицейскому автомобилю порой необходимо. Они эскортируют правительственные кортежи (у нас эти функции выполняют мощные БМВ и "мерседесы"), да и просто, как давно заметили дорожные полицейские (по-нашему ДПС), одним видом дисциплинируют "гонщиков".

Вседорожники нужнее, конечно, вне города. Однако в России своя специфика. Несколько высоких "ленд-роверов" служат на Московской кольцевой. Там особенно важно, чтобы машину было видно издалека. Некоторые на скорости за 100 км/ч умудряются не заметить не только ограждений, выставленных инспектором у места ДТП, но и включенной "люстры", если она установлена на низкой легковой машине.

Следственные бригады работают в фургонах, начиненных специальными приспособлениями и оборудованием - от светоотражающих ограждений и прожекторов на длинных стойках, которые с помощью магнита крепят прямо на кузове, до цифровых фотокамер и мощных компьютеров. Набор для оформления ДТП и расследования преступления по горячим следам, естественно, разный.

Столь нелюбимые водителями эвакуаторы - техника интернациональная и, увы, необходимая. Шасси подбирают компактные - ведь работать придется в узких переулках, дворах, тоннелях, - но прочное, поскольку для подъема аварийных машин используют краны, масса которых порой превышает 1,5 тонны.

Самые большие автомобили - передвижные станции диагностики. В полуприцепе - оборудование для проверки тормозов, рулевого управления, фар, газоанализатор. Словом, все, что есть на любом стационарном ОТОРе. Машина с мощным дизель-генератором способна работать вдали от цивилизации.

Особой любовью граждан не могут похвастать полицейские ни одной страны. Но попав в беду, мы ждем их с нетерпением. Поэтому полиции и милиции нужны современные, быстрые, надежные машины. Когда такие на вооружении стражей порядка, как-то спокойней...

ВЕЧЕРНИЙ ПАТРУЛЬ

Восемь рабочих часов, участок - примерно 5 км Садового кольца, на котором тысячи машин, около 100 км за смену - такова арифметика службы инспектора Дмитрия Жучкова из 6 отдела ГИБДД Москвы и его VAZ 21102 с бортовым номером 44. Вот несколько эпизодов из их дежурства...

19:35. Очередное мелкое ДТП. Таких за смену порой с десяток. Последствия - едва заметные следы на бамперах. К нашему приезду участники инцидента уже решили, что повреждения не стоят юридических формальностей.

19:47. Вот основные "клиенты" - мелкие нарушители. Выехать под "кирпич" навстречу движению и, ловко развернувшись почти на 180 градусов, проскочить перед ним в тоннель - для многих обычный стиль. Выслушав укор из громкоговорителя "десятки" и немного выждав (а может, инспектор пошутил?), водители неторопливо возвращаются на "законную" дорогу.

19:58. В Москве цепная авария не редкость. На сей раз "состыковались" аж четыре машины.

20:00. Сосед - инспектор с прилегающего к нашему участка уже заканчивает оформлять протокол. А мы вновь выходим на Садовое.

20:07. Дисциплинирующая "поза". Любителей обгонять по разделительной и даже по встречной развелось немало. Стоящая посередине "десятка" с включенной "люстрой" сдерживает порывы "камикадзе".

20:30. Для привлечения внимания инспектора нужны веские основания: скорость значительно выше, чем у потока, отсутствие номеров, подозрение на угон или нервное шараханье из ряда в ряд.

20:31. Включена "люстра", из громкоговорителя звучит требование остановиться. "Десятка" настойчиво "набегает" на подозрительный автомобиль. При этом инспектор предельно внимателен: поток на Садовом еще плотный, да и "клиенты" попадаются разные...

20.32. Патрульная машина останавливается за нарушителем: "Документы, пожалуйста!.."

21.00. Машин все меньше, зато скорости растут. По статистике самые тяжелые аварии происходят ближе к ночи. До конца дежурства два часа. Хорошо бы, спокойных...

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГИБДД МОСКВЫ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.

Подпишитесь на «За рулем» в