Считаем отпускные
РЫНОК
/КАЛЬКУЛЯТОР
СЧИТАЕМ ОТПУСКНЫЕ
БЮДЖЕТ АВТОМОБИЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
СЕДЛАЕМ КОНЯ
Слишком серьезно подходить к подготовке техники не стоит - несколько тысяч километров для современного автомобиля - не более чем часть межсервисного пробега. И все же отправляться в отпуск на неисправной машине или когда на носу очередное ТО легкомысленно. Только приводите машину в порядок не в последний момент, без спешки, когда легко пасть жертвой брака или халтуры.
Домкрат, хорошая запаска и знак аварийной остановки у вас, разумеется, есть. Готовясь к дальней дороге, самое время проверить содержимое аптечки. Если лекарства просрочены, приобретите новый ящичек за 80-130 рублей или отдельно препараты в ближайшем аптечном киоске. В последнем случае сэкономите 20-30%. Нелишне обновить или, как минимум, проверить огнетушитель - не дай Бог, понадобится!
Чтобы не плутать по незнакомым дорогам и не приставать к прохожим с вопросами, купите карту. Книжечки с подробными планами одной области и ее городов стоят 25-50 рублей, а толстые автомобильные атласы России и приделов - от 50 до 400 рублей.
Для некоторых автомобилей в дороге понадобятся масло и "Тосол". Их количество зависит от аппетита и состояния конкретного двигателя. Но если путь недальний, а мотор здоровый, эти затраты можно минимизировать (не везти же с собой масла на полную заправку!). Коли уверены, что проблем с топливом не будет - не включайте стоимость резервного горючего в расходную ведомость.
При сравнительно небольших городских пробегах многие автолюбители возят в багажнике лишь штатный набор инструмента. Магазины рядом, разного рода сервисные мастерские на каждом шагу, на крайний случай можно вызвать эвакуатор или попроситься на буксир. Отправляясь в дальнюю дорогу, лучше дополнить минимальный комплект инструмента (подробнее ЗР, 2000, № 11) и приобрести необходимые запчасти, которые недолго поменять в полевых условиях.
БЕРЕМ В ЗАПАС
В "бардачок" положите мелочевку (набор типовой для всех машин). Комплект цилиндрических предохранителей обойдется в 10-20 рублей, а современные ножевые - 30-50 целковых. Кстати, владельцам "волг" не помешает прихватить и парочку антикварных пластин на 30 и 60 А по 3-5 рублей каждая.
Хорошо бы уложить в вещевой ящичек и резервные лампочки. Для фар достаточно одной галогенной (двухнитевая типа Н4) - шанс, что одновременно перегорят обе, невелик. А пополнить запас можно в любом попавшемся на пути магазине автозапчастей. Исключение для владельцев "шестерок" - им придется возить еще лампочку для оптики дальнего света (однонитевая типа Н1). При выборе подходящей "галогенки" лучше не экономить - добротные Н4 стоят 80-150 "деревянных", Н1 - на 20-30 рублей дешевле (ЗР, 2001, № 6; 1999, № 7).
Для задних фонарей и подфарников количество запасных ламп лучше удвоить, особенно 21-ваттных, сигнализирующих о торможении автомобиля, движении задним ходом и повороте. Они недорогие (5-15 рублей) и места занимают немного.
Чтобы не обременять себя поисками веревки, запаситесь ремнем генератора. Для "Жигулей" он стоит 35-100 целковых, для "самар" - на 5-10 рублей дешевле, поликлиновой для "десятки" - 150-300 рублей. Цены на аналогичные детали для "волг" с карбюраторным мотором - 30-80 рублей (кстати, столько же попросят за ремни для ИЖа, "Москвича", "Оки"), а владельцам машин с ЗМЗ-406 придется заплатить раз в пять больше.
Ремень газораспределительного механизма есть смысл возить с собой только владельцам "самар" и "десяток" с восьмиклапанными моторами. На остальных моделях при обрыве поршень бьет по клапану, поэтому замена привода мотор не оживит.
Большинство неисправностей приходится на системы зажигания и питания. Всем путешественникам неплохо иметь в запасе свечи, хотя бы для проверки искры. Импортные или отечественные - решайте сами: цены за комплект колеблются от 60 до 500 рублей. Карбюраторным моторам пригодится крышка "трамблера" и бегунок. Эта парочка вытянет из кармана 50-200 рублей. Владелец "Жигулей", ИЖа и "Москвича" отдаст еще 50-100 целковых за контактную группу.
Коммутаторы в последнее время хлопот не доставляют, впрочем, как и катушки зажигания. Правда, о двухвыводных "бобинах" "Оки" и "Волги" с мотором ЗМЗ-406 уже несколько лет говорят как о ненадежных, поэтому обладателям этих моделей резонно раскошелиться на 150-250 рублей. Иногда дают сбои модули зажигания на впрысковых "самарах" и "десятках". Если есть в резерве 1500-2000 рублей - лишним этот узел не будет.
В системе питания ответственность за многие неполадки берет на себя бензонасос, который перегревается и не желает подавать топливо в карбюратор. Часто его пыл удается охладить, но лучше все-таки заплатить 200-400 рублей за подмену. Электронасосы впрысковых машин работают неплохо, а о выходе из строя обычно заранее оповещают хозяина басовитым пением. Цены кусаются - 2000-2500 рублей за узел для моделей ВАЗ и примерно в два раза дешевле для "Волги". Выбирайте, что лучше - покупать запасной или прихватить с собой эквивалентную сумму.
Кроме того, владельцам впрысковых моделей ГАЗ и ВАЗ следует включить в неприкосновенный запас еще несколько компонентов системы управления. Единственный датчик, при отказе которого автомобиль не поедет, - положения коленчатого вала. Он нечасто выходит из строя, но лучше подстраховаться, тем более цена невысока: 150-200 целковых для почитателей марки ВАЗ, на 20-30 рублей дороже для "волгарей".
ЕДЕМ!
Расходы в пути всегда преследуют отдыхающих. Во-первых, затраты на топливо. Их размер зависит от расстояния, количества пассажиров и багажа, а также стиля езды и аппетита автомобиля (подробнее ЗР, 2001, №7). Вторая составляющая - штрафы. Эта величина переменная, подсчитать ее точно невозможно, но и не учитывать нельзя. Держите на всякий случай в резерве несколько сотен рублей, а коли желаете сэкономить - не нарушайте Правила.
Если до места отдыха 500км и более, предусмотрите в бюджете статью расходов на еду. В зависимости от места расположения и уровня сервиса средний обед в придорожном кафе обойдется в 50-100 рублей. Впрочем, люди, не доверяющие подобным заведениям или пытающиеся минимизировать затраты в пути, могут захватить из дома сухой паек. Тогда расходы на пропитание сократятся примерно в 1,5-2 раза.
Поели - теперь нужно и поспать. Летние ночи лучше коротать не бодрствуя за рулем, а в объятиях Морфея. Только так можно избежать печальных происшествий, о которых в сводках ГИБДД коротко помечают: "Заснул при управлении ТС". Самый дешевый вариант - переночевать в автомобиле. Правда, тут есть и свои минусы: не очень комфортно и порой небезопасно. Можете остановиться в мотелях - их число в последнее время неуклонно растет. За машиной присмотрят, а вам предоставят удобства. Цены во многом зависят от качества обслуживания и уровня мотеля. Пожалуй, минимальные ставки, известные калькулятору, - 100рублей за ночь, а цены в "крутых" заведениях доходят до 700-1000 рублей. В период отпусков часто не удается найти свободное место в мотелях, поэтому приходится искать гостиницу. Ночь обойдется от 200рублей за одно место.
* * *
Пока калькулятор подсчитывает расходы на дорогу, обратимся к примеру из реальной жизни. Трое молодых людей поехали на юг на автомобиле... Впрочем, лучше всего об этом пути расскажет калькуляция (табл.2).
Итак, затраты на троих составили 3080 рублей в одну сторону. Для сравнения: билет на самолет стоит около 2500 рублей, на поезд - примерно в два раза дешевле. Получается, поездка на автомобиле - это не только романтика и свобода передвижений, но и выигрыш в финансовом плане.
Что это с калькулятором? Батюшки, да он завис. Наверное, ему тоже пора в отпуск...
ТАБЛИЦА 1.
ПРИМЕРНАЯ
СТОИМОСТЬ
АВАРИЙНОГО НАБОРА ЗАПЧАСТЕЙ
Модель Стоимость, руб.
"Жигули" 440
"Самара" 635
VAZ 2110 1100
GAZ 3110 800
"Ока" 464
ТАБЛИЦА 2. ЗАТРАТЫ НА ПУТЕШЕСТВИЕ
МОСКВА-СОЧИ (VAZ 21093i)
Расходы Стоимость, руб.
Предохранители (комплект) 20
Лампочки 150
Ремень генератора 180
Ремень ГРМ 200
Свечи зажигания (комплект) 80
Датчик коленвала 180
Атлас автомобильных дорог 100
Обеды 540
Бензин (расход 8 л/100 км) 900
Резервный запас бензина (10 л) 80
Штрафы ГИБДД 200
Ночлег 450
ИТОГО 3080