Диски в колодках
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ДИСКИ В КОЛОДКАХ
ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ -
ЭТО НЕ ТОЛЬКО НАЗВАНИЕ, НО И ИНДЕКС
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН
"Алло, это автосалон? Скажите, сколько стоит автомобиль ВАЗ?"
Смешно, правда? Даже самая вежливая дама на том конце провода не выдержит, потому что и "классика", и "самары", и "нивы" - все это ВАЗ. Но примерно такие же "умные" вопросы мы иногда задаем при выборе запчастей. Например, передних тормозных колодок.
Конечно, купить просто "колодки" куда легче, чем выискивать какого-то определенного производителя, да еще разбираться в надписях на упаковках. Однако на то и экспертиза - нас интересует, как ведут себя различные составы фрикционной смеси колодок при испытаниях, а такие сведения пригодятся всем. Модель автомобиля при этом особой роли не играет - пусть это будет, например, " Moskvich 2141".
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Испытания фрикционных свойств и износостойкости проводили на стенде СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля " Moskvich 2141". Вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском разгоняли до заданной частоты вращения, после чего затормаживали при заданном давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма. При этом определяли зависимость тормозного момента от давления в тормозном цилиндре, от приведенной скорости движения, (соответствующей началу торможения), а также от температуры тормозного диска. Износостойкость определяли микрометром по уменьшению толщины колодки за цикл испытаний. Прочность соединения фрикционной накладки с колодкой проверяли на специальном стенде типа СГП-1.
ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ
1. Притирка колодок. Режим: скорость - 60 км/ч, давление в приводе - 5,0 МПа. Притирка считается законченной после приработки 90% площади накладки.
2. Измерение толщины колодок.
3. Испытания "холодных" тормозов - температура не выше 100°С.
3-1. Режим постоянной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.
3-2. Режим постоянного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140 км/ч.
4. Испытания в нагревном цикле (типа "Гирлинг"). Режим - 25 торможений с интервалом 45 с. Р=5,0 МПа, V=100 км/ч.
5. Проверка восстановления эффективности.
5-1. Режим постоянной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.
5-2. Режим постоянного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140.
6. Измерение толщины колодок.
7. Определение прочности соединения каркаса колодки с накладкой. Методика - согласно ГОСТ Р ИСО 6312. Испытывались по две новые колодки каждого наименования.
Ознакомившись с программой и методикой испытаний, можно переходить к их результатам. Вашему вниманию предлагаются пять графиков и на каждом из них семь разноцветных кривых - по числу испытанных комплектов. Сначала изучаем поведение колодок в "холодном" состоянии (рис. 1 и 2, слева), затем по рис. 3 оцениваем испытания в нагревном цикле, а в конце вновь возвращаемся к рис. 1 и 2: графики, расположенные справа, показывают, что характеристики большинства колодок после нагрева необратимо изменились.
Вообще говоря, в "холодном" состоянии колодки пребывают недолго, однако к их поведению в этот период нужно относиться осторожно. Так вот, лучше других реагируют при этом на движение тормозной педали изделия ЕзАТИ и ТИИР-260: на скорости 80 км/ч при любом давлении в приводе они "схватывают" лучше своих коллег. Отстающих тоже двое - ДАФМИ и ТИИР-205.
А на разных скоростях? Здесь лучше других выглядят колодки СТС, показавшие "независимость характера" - их тормозной момент во всем диапазоне скоростей оказался не только постоянным, но и высоким. Худшие - изделия ДАФМИ.
Нагревный цикл типа "Гирлинг" - это жестоко... Температура колодок после 25-го торможения подскочила на сотни градусов. Меньше других нагрелись изделия ТИИР-205 (ровно 400°С), а самыми "горячими" оказались СТС (примерно 470°С). Что касается эффективности торможения, то на протяжении всего цикла лидировали колодки СТС - лишь в последнее мгновение их догнали ТИИР-205. Хуже других... впрочем, не будем бить лежачего - и так все видно.
Колодки остыли, "успокоились" - но их характер необратимо изменился. При этом особняком встали изделия СКАР - их довольно заурядные параметры почти не изменились, а на педаль они начали реагировать хуже, чем в "холодном" виде. Зато все остальные колодки стали тормозить лучше!
Лидером по эффективности торможения на 80 км/ч остался ТИИР-260, совсем немного уступили ему ЕзАТИ и ТРАНСМАСТЕР. Худшим, как уже отмечалось, оказался СКАР. А вот при постоянном давлении, но на разных скоростях лучшим опять стал СТС. Отстающие - все те же: СКАР и ДАФМИ.
После изучения кривых перейдем к цифрам (см. таблицу).
Средний износ колодки, приведенный к одному торможению, - любопытный показатель. Однако его удалось измерить только у четырех комплектов колодок из семи - остальные после нагрева... увеличились в размерах! Разбухли, стало быть. Не страшно, но другие-то не разбухают...
Меньше всего износились ТИИР-260, а самыми "мягкими" оказались СКАР. Хотелось бы напомнить, что изнашивается не только колодка, но и тормозной диск, а потому к полученным цифрам нужно отнестись соответственно...
В испытаниях на усилие отрыва проверялись по два образца новых колодок, поэтому и в таблице приведены по два показателя - через дробь. С лидерами все ясно - это оба комплекта ТИИР и ДАФМИ. А вот показатель типа "2,5/5,2" заставляет задуматься: двойной разброс, да еще на грани выхода из допуска - это, как говорится, не есть хорошо.
Что ж, досье изучены - пора расставлять оценки. Начнем с того, что все представленные на испытаниях колодки обеспечивают эффективность торможения согласно нормативным документам. К тому же прочность соединения колодки с накладкой у всех изделий соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН №90 - усилие отрыва не должно быть ниже 2,5МПа. Таким образом с формальной точки зрения "зачет" получают все.
Что касается неформальных оценок, то больше других нам понравились комплекты колодок ТИИР-260 и СТС - в обоих есть к чему придраться, но в целом они выглядят достойно. А меньше других... впрочем, и так все ясно. Экстремальных оценок - как лестных, так и ругательных - мы старались избегать. А все, кто имеет собственное суждение, сами и вынесут вердикт.
1. ТИИР-260
Изготовитель / Россия, Ярославль
Цена / 180 руб.
Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - хорошие / самые высокие. Прочность - отличная. Износостойкость - лучшая из всех. Оценка: отлично.
2. СТС СТД-123
Изготовитель / Россия, Москва
Цена / 140 руб.
Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - хорошие/отличные. Прочность - высокая. Износостойкость - удовлетворительная. Оценка: хорошо.
3. ЕзАТИ Т-226
Изготовитель / Россия, Егорьевск
Цена / 120 руб.
Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / хорошие. Прочность - средняя, нестабильная. Износостойкость - средняя. Оценка: хорошо.
НАША СПРАВКА
Цифро-буквенные индексы - ТИИР-260, ЕзАТИ
Т-226 и др. - обозначают тип фрикционной смеси, используемой в колодках. Поэтому в предложении "комплект колодок ТИИР" информации не больше, чем, скажем, в словосочетании "автомобиль ВАЗ"...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК
НА ВЕЛИЧИНУ ИЗНОСА И УСИЛИЕ ОТРЫВА
Тип испытаний
Величина износа, мм х10-3 Усилие отрыва (кол. 1/кол. 2), МПа
ТИИР-260 1,75 7,0/6,0
СТС СТД-123 3,48 6,0/5,6
ЕзАТИ Т-266 2,16 2,5/5,2
ТИИР-205 * 7,0/7,0
ДАФМИ Д2АМ * 7,0/6,7
TRANSMASTER (DBB) Т-779 * 3,5/5,2
СКАР 4,80 3,08/4,2
*Измерения провести не удалось, поскольку после нагревного цикла колодки "разбухли" из-за недостаточной твердости.
Рис. 1. Результаты испытаний эффективности колодок в зависимости от давления в приводе до и после нагревного цикла.
Рис. 2. Результаты испытаний эффективности колодок в зависимости от скорости до и после нагревного цикла.
Рис. 3. Результаты испытаний эффективности колодок во время нагревного цикла.
4. ТИИР-205
Изготовитель / Россия, Ярославль
Цена / 160 руб.
Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / отличные. Прочность - лучшая из всех. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: хорошо.
5. ДАФМИ Д2АМ
Изготовитель / Украина, Днепропетровск
Цена / 180 руб.
Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/удовлетворительные. Прочность - отличная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.
6. TRANSMASTER (DBB) Т-779
Изготовитель / Россия, Москва
Цена / 200 руб.
Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/хорошие. Прочность - удовлетворительная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.
7. СКАР
Изготовитель / Россия, Ярославль
Цена / 130 руб.
Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / удовлетворительные. Прочность - удовлетворительная. Износостойкость - худшая из всех. Оценка: удовлетворительно.