С полной выкладкой

С ПОЛНОЙ ВЫКЛАДКОЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/НА ДАЧУ

С ПОЛНОЙ ВЫКЛАДКОЙ

ПЕРЕЕЗД - ДЕЛО ТОНКОЕ

ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Российский автолюбитель часто еще и дачник, который при поездке на свой участок умудряется набивать легковушку под завязку.

Разумно ли превращать легковой автомобиль в тяжеловоз? Естественно, нет. Но бытие определяет сознание. Далеко не все из нас катаются на фазенду лишь с мобильником в салоне, когда подготовка машины сводится к заправке бака. А к перевозке серьезного груза нужно готовиться основательно.

СБОРЫ В ДОРОГУ

Общие принципы здесь давно известны, хотя и не все им следуют. Ни железной дорогой, ни пароходом всего, что хочется, все равно не увезешь. Тем более - на автомобиле.

Начнем с самой главной, наверное, поездки: вы с семьей перебираетесь из города на летний отдых. Впереди несколько месяцев дачной жизни и надо хорошенько подготовиться к ней, чтобы получить удовольствие.

Подобно тому, как альпинист перед восхождением "взвешивает" каждую пуговицу, вы должны загрузиться разумно, на первый случай взяв не то, что пригодится, а то, без чего не обойтись.

Собираем вещи не в последнюю минуту перед выездом, а заранее! Если их много, предварительно составим список, а затем критически его оценим - наверняка есть что-то лишнее. Складываем груз в одном месте, но не в кучу - так, чтобы все было перед глазами, иначе, перекладывая вещи в машине, можно потерять уйму времени и сил: не так-то просто правильно в ней разместить разнородные предметы вроде телевизора, газового баллона или торчащего во все стороны, рогатого велосипеда (достал, проклятый!).

Лучше всего поклажу заранее упаковать. Правда, мелкие предметы легче разместить по закоулкам в машине, но дольше и муторнее их таскать. Удобны прочные картонные коробки (например, из-под бананов), которые потом не жалко выбросить. Кстати, они защищают хрупкие вещи лучше, чем любые модные, но мягкие сумки. Количество "погрузочных мест" определяется опытным путем: у каждой модели автомобиля свои особенности - размеры и форма багажника, проемы дверей и т.п.

Укладывать мелкие предметы лучше "по принадлежности" - продукты, хозяйственную утварь, белье, инструмент. Тару стоит пометить - надписать, поставить условный значок, чтобы в суете не положить газовый баллон на коробку со стеклянной посудой.

После упаковки еще раз оцените, а влезет ли. Особенно если до дачи не один десяток километров. Помимо объема нужно учесть массу - и каждой коробки, и всего груза (педант может воспользоваться бытовыми весами). Лишнее безжалостно оставляем дома, до следующей поездки. Избыточный вес так же вреден для автомобиля, как и для хозяина. Оба преждевременно стареют. Да и рекомендованное автозаводом распределение масс по осям машины лучше сохранить. Поэтому самое тяжелое укладываем первым, ниже и ближе к середине кузова (на полу за передними сиденьями или у передней стенки багажника). Это понизит центр тяжести автомобиля, увеличит его устойчивость и сохранит нормальную управляемость. Хрупкие вещи, надежно упаковав, кладем сверху - целее будут.

Любителям грузить машину под потолок хотелось бы кое-что сказать отдельно. Конечно, если на ней два наружных зеркала заднего вида, делать это не возбраняется. Но существует еще и здравый смысл! Хорошо все же не загораживать заднее стекло. И не ставить на полку под ним то, что может повредить нити обогрева - чаще всего именно так их и рвут. К тому же любой тяжелый и твердый предмет, если, не дай бог, доведется резко затормозить, может здорово ударить по затылку! Высоко расположенный груз еще и норовит сместиться, опрокинуться на повороте - и если он на правом сиденье, рядом с водителем, его нужно закрепить (к спинке), иначе жди приключений! Ковер, одеяло или матрас принято стелить на заднее сиденье - так они займут меньше места.

Перевозчик должен быть натурой творческой. Скажем, доставка каких-то грузов может потребовать демонтажа лишних (кроме водительского) сидений. Не стесняйтесь - оставьте их дома. В то же время с некоторыми транспортировочными идеями будьте осторожны. Можно ли, к примеру, открыть пятую дверь универсала и напихать в него досок? Вроде бы можно. Но есть риск надышаться выхлопными газами. Откроете окошко? Что ж, воздух посвежеет, заодно и вас продует... Значит, такой вариант подойдет только для коротких маршрутов и в теплую погоду. Короче, к автомобильной поездке на дачу нужно подготовиться. Но машины-то разные: эта удобнее, та вместительнее. А может быть, вы только собираетесь ее купить? Какая больше подходит для выездов на дачу? А заодно и для других - с объемным грузом?

ПРАКТИКА

Мы решили проверить вместимость нескольких отечественных машин. Но чем грузить? Стандартные мерные кубики отвергли - с ними результат будет точнее, но здесь точность замера объема не главное. Обычно скарб, увезенный на зиму в город, - это вполне конкретные холодильник, телевизор, посуда и т.п. - то, что нужно вернуть на дачу. Добавим сюда что-то позарез необходимое на участке - рассада, рабочая одежда, обувь и т.п.

У каждого свой "набор", а наш таков: четырнадцатидюймовый телевизор, сумка-холодильник, четыре картонные коробки, пластиковый ящик, свернутый в рулон небольшой матрас, масляный обогреватель, самовар, насос для воды с поливочными шлангами, два пятилитровых газовых баллона с маленькой плиткой, плотницкий ящик с инструментом, ведро, две десятилитровые канистры, две пятилитровые банки с водой, две сумки. Общая масса не более 200кг.

К практическим занятиям привлекли нашенские "Волгу", Izh 2126, "Оку", VAZ 2106, "Самару" и "десятку". Понятно, что "Волга" больше всех, но паспортная грузоподъемность машин одинакова (пять человек и 50кг груза, только у "Оки" - 4+40), да и сравнить реальную вместимость разных автомобилей интересно. Условия просты: передние места не занимаем (там люди), укладываем вещи в багажники и на задние сиденья. Там, где они раскладываются, делаем грузовую площадку. И здесь нас сразу озадачила тольяттинская "десятка". Подушка и спинки ее заднего дивана снимаются, но соорудить подобие ровного места нам не удалось. Оставить их в гараже или не трогать вовсе? Решили не шевелить мудреную конструкцию. Многие ведь так и поступят.

Итоговый результат эксперимента в чем-то оказался ожидаемым. А "сенсаций" - две. Первая: куча вещей, размером почти с "Оку", влезла в нее полностью, хотя свободного пространства сзади совсем не осталось. Вторая: в "девятку" не поместились ее полка и ящик с инструментом. Но не будем судить "Самару" слишком строго. Возможно, если уложить вещи иначе, втиснули бы и плотницкий инструмент, но полку с громадными тарелками динамиков все равно оставим дома. К слову, в "Оке" и "Оде" эти полки ("крышки багажников") поместились за спинками передних кресел.

Остальные машины без проблем взяли на борт весь груз. Если говорить о вместимости, то, разумеется, "Волга" вне конкуренции: на задних сиденьях осталось немало свободного места. За ней "десятка" - у нее остался недогруженным багажник, и "Ода". Далее "шестерка", "Ока", "девятка".

По удобству загрузки картина иная. Проще всего набить поклажей "Оку" - у нее легко доступен любой уголок внутреннего пространства. "Девятка", "Ода", "десятка" и "Волга" в этом малышке уступают, но между ними по этому показателю практически нет разницы. Замыкает строй "шестерка": маловаты углы открывания крышки багажника и задних дверей.

Возможно, кто-то сумеет разместить груз лучше, чем получилось у нас. Многие имеют свои "фирменные" способы перевозки домашних вещей. Но главное остается - чем тщательнее подготовка, тем меньше неприятных приключений в дороге.

Куча-мала.

Что же грузить

первым?

В одну шеренгу

для переклички

становись!

Прежде чем грузить, надо подумать.

"Девятка" загружена...

Загружать "Оку" удобно - доступность потрясающая.

В набитой поклажей "Оке" свободного места не осталось...

...но ехать можно.

...но поместилось не все.

"Ода" может взять еще что-нибудь - немного свободного пространства есть.

И в багажнике, и в салоне "шестерки" поместится дополнительный груз.

В багажнике "Волги" пустоты меньше, чем...

...в салоне.

Взялись дружно.

Пышнотелая "десятка" осталась незаполненной.

Подпишитесь на «За рулем» в