Сработали на "четверку"
ЦЕНЫ
/СТАТИСТИКА
СРАБОТАЛИ НА "ЧЕТВЕРКУ"
В АВТОПАРКЕ СТРАНЫ
МАШИН СТАЛО НА 4% БОЛЬШЕ
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
Похоже, последствия кризиса 1998-го в России полностью преодолены: российский автомобильный рынок на подъеме. Выпущенные отечественными заводами автомобили распродаются без остатка, не задерживаясь на складских стоянках; растет экспорт подержанных иномарок; ставят новые рекорды продаж официальные дилеры.
Вполне естественно, но оттого не менее отрадно, что увеличивается и общая численность автопарка - в прошлом году в его рядах состояло 21231760 легковых автомобилей (а всего - 26377046 машин). Статистика ГИБДД позволяет судить об изменениях, которые произошли в его составе.
По-прежнему доминируют автомобили Волжского автозавода - их "поголовье" достигло 9794895 штук. Особенно заметен прирост машин "восьмого" и "десятого" семейств - в прошлом году более чем на 15% по сравнению с 2000-м. Значит, благосостояние автомобилистов растет?
К сожалению, не так быстро, как хотелось бы: почти половина колесящих по дорогам страны машин служат своим владельцам десять и более лет. Впрочем, омоложение все же происходит: доля автомобилей младше пяти лет увеличивается быстрее, чем остальных. Естественно, их больше в зажиточных областях России, к которым традиционно относятся Московский регион, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ростовская область.
Помолодевшим автопарком мы обязаны в первую очередь трем маркам: помимо ВАЗа, это ГАЗ с моделью 3110 - таких машин за год стало больше почти на четверть. Внесла свою лепту и "Ока". Даже 30-процентный прирост и выход конвейеров СеАЗа и КамАЗа на полную мощность не может полностью удовлетворить спрос на верткую, экономичную, доступную машинку. К сожалению, ГИБДД не дает данных по динамично развивающемуся Ижевскому заводу - с ним картина могла стать еще оптимистичней.
С отличниками ясно, а кто же метит во "второгодники"? Хуже всего самочувствие у "обесточенного" "Москвича" и украинского ЗАЗа - новых машин с конвейера московского завода почти не сходит, да и Запорожский завод переживает не лучшие времена.
Зато у "эмигрантов" дела идут неплохо. Наибольшая популяция иностранцев в Приморском крае, где погоду делают праворульные машины: их доля здесь превышает 70% легкового парка, оставаясь практически неизменной. Иномарки с традиционным для Европы левым расположением руля превалируют в столице и окрестностях. По стране за год их прирост составил более 10%.
Что год грядущий нам готовит? В свете будоражащей умы автомобилистов программы развития автопрома делать прогнозы непросто. Но будем оптимистами! Вероятно, сохранится тенденция к обновлению национального парка и развитию сборочных производств иностранных машин.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕГКОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ ПО МАРКАМ
Марка 2001 2000 Измене-
ние, %
VAZ 2101...2107 7 288 323 7 136 707 +2,1
VAZ 2109, 2110 2 516 572 2 153 798 +16,8
GAZ 24, 31029 1 183 320 1 166 073 +1,4
GAZ 3110 373 175 301 654 +23,7
УАЗ 651 864 635 415 +2,5
ЗАЗ, 1 323 284 1 417 322 -6,6
в т.ч. "Таврия"
"Ока" 217 401 170 957 +27,1
"Москвич-412", 2 702 705 2 771 008 -2,4
2141
Иномарки
с левым рулем 2 377 435 2 142 473 +10,9
Иномарки 875 872 876 337 -0,05
с правым рулем
Другие 1 721 809 1 581 273 +8,8
Всего 21 231 760 20 353 017 +4,3