Audi S1: кваттрофония
СТИГМОБИЛЬ
Меня катал сам Стиг! Причем не на обычной машине, а на ралли-каре «Ауди-Спорт кваттро» из 80-х, да по зимнему спецучастку. В штурманском кресле сидеть не страшно, но интересно: на дорогу почти не смотришь, всё внимание – танцу Стига на педалях. Двойной выжим с перегазовкой, торможение левой ногой, пара скупых движений рулем – и мы боком вылетаем на ходовой прямик. А ведь шведу Стигу Бломквисту в этом году стукнет шестьдесят восемь! Легендарный пилот за рулем эпохального автомобиля, в котором нашлось место и тебе, – разве не праздник!
Организован он неслучайно. Во-первых, не грех очередной раз напомнить о богатой истории имени «кваттро», под которым «Ауди» сейчас выпускает все полноприводные модели и которое носит подразделение, ответственное за разработку «злых» версий RS. А во-вторых… Для выступлений в автоспорте необходимо иметь ограниченную партию дорожных машин, выпускаемых мелкой серией, и в 1984 году, когда Стиг мчал к своим победам на этапах WRC, для омологации его раллийного монстра выпустили «Ауди-Спорт кваттро S1» в количестве 224 машин.
РАЗВЕ ВАМ МАЛО?
Новинка, ради которой мы прилетели в заснеженную Швецию, тоже «Ауди», тоже S1 и украшена шильдиком quattro. Есть ли в ней спорт? О да! Только он другой. Современный хэтчбек «Ауди-S1» выпечен из обычного А1, от которого ему достались два варианта кузова – с тремя либо пятью дверями. Внешние отличия от скромных «единичек» налицо. Точнее, на лицо и на филейную часть: головные фары выделены красной подводкой, фонари – иной компоновки. Аэродинамический обвес – с оригинальной радиаторной решеткой и диффузором в заднем бампере, в котором прячется четырехствольный выхлоп. Развитые бамперы и дали S1 прибавку длины в 2 сантиметра.
Раритетный «Спорт кваттро S1» выглядит крупнее новичка – в частности, из-за трехобъемного кузова и развитого обвеса. Но он и впрямь больше: в длину почти на 20 см, в ширину – на четыре. И только близко посаженные оси делают силуэт непропорциональным: база у «кваттро» почти на 25 см короче, чем у современной «эски»!
В чем они едва не сравнялись, так это в мощности двигателя. Пятицилиндровый турбомотор омологационной машины при объеме 2,1 л развивал 306 л.с. У «Ауди-S1» 4-цилиндровый агрегат благодаря наддуву, комбинированному впрыску и газораспределительному механизму «Ауди вэлвлифт» выдает 231 л.с. А ведь мог бы и больше: отдача аналогичного мотора на «Ауди-S3» все 300 сил! Это один и тот же двигатель серии EA888, разница в турбокомпрессоре: у S3 его производительность выше. На вопрос о возможной замене турбины люди из «Ауди» ответили: мол, частные ателье могут делать что угодно, только мы не несем за эксперименты никакой ответственности. И удивились: вы же катались по ледовой трассе – разве вам мало того, что есть?
Полноприводная трансмиссия с электронной муфтой великолепно раскрывается на льду.
Нет, вполне достаточно! Ведь 231 «лошадка» тянет всего 1315 кг. Кстати, коробка передач на S1 только механическая. «Робот» с двумя сцеплениями S tronic лишними 20 кг, как говорят, нарушил бы развесовку и ухудшил управляемость.
Но если и впрямь так, то не надо нам робота, хотя четкость переключения ручной коробки передач оставляет желать лучшего. По ледяному озеру «Ауди-S1» едет великолепно. Трудно в этих условиях описать вклад задней многорычажной подвески, которая отличает самую мощную «единичку», – тут больше раскрывается полноприводная трансмиссия с электронно-управляемой муфтой. Кнопкой на консоли выбираю режим Dynamic, который обостряет отклики, и долгим нажатием усыпляю систему стабилизации – теперь можно и зажечь. Когда под колесами лед, на прямой под полным дросселем S1 задорно ерзает, в повороте обозначает снос, но тот легко гасится сбросом газа. Либо, если места хватает, можно его переждать – и тогда «эска» начнет ввинчиваться в поворот тягой. Главное – не сбрасывать газ и подсказывать желаемое направление рулем (в нем заметен легкий налет искусственности от электроусилителя).
БЫЛОЕ И ДУМЫ
А как чувствовал себя владелец «Ауди-Спорт кваттро S1»? Нам дали прокатиться и на этой машине из омологационной партии. Простенькое сиденье, крупная баранка без регулировки – три оборота от упора до упора… Зато рычагом 5-ступенчатой механики работать куда приятнее. Смены передач сопровождаются ощутимыми толчками, словно сцепление тут бездемпферное. Разгон даже на льду потрясающий! В отличие от новых «эсок», «кваттро» обули в шины со злым шипом и проложили другую, ходовую трассу. Динамика – будто едешь по асфальту; чтобы сорвать олдтаймер в скольжение, надо набрать хорошую инерцию. Первое скольжение, второе… Хватит, пожалуй, – таких машин осталось около полутора сотен, каждая стоит 250 000 евро, а запчасти к ним делают на заказ.
Сколько будет продано новых «ауди-S1», загадывать сложно. Не факт, что автомобиль появится на российской территории, и неизвестно, по какой цене. Если определить курс у.е., сравнив стоимость «Ауди-S3» в Германии и в РФ, то в пересчете с немецких 29 950 евро заряженная «единичка» будет стоить у нас от 1,4 млн рублей. На обвальный спрос рассчитывать не стоит, но несколько десятков человек из числа фанатов трек-дней она сможет найти. Осталось проверить, как эта карманная ракета едет по асфальту автодрома.
ПЛЮС Как все модели «Ауди» серии S – динамичная, комфортная и послушная. МИНУС Нет версии с «роботом» S tronic, немалая цена, туманные перспективы в России.05
Три ипостаси «Ауди-Спорт кваттро». 306-сильная версия S1 красного цвета – одна из 224 омологационных машин. Модификация S1 E2 в развитом обвесе развивала до 600 сил!