"хонда" выбирает независимость
СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ
МИНОРУ ХАРАДА
Minoru Harada
Родился в 1947 году в Ямагути (Япония), окончил университет Мусаси, бакалавр экономики. Начал работать в компании "Хонда мотор" с апреля 1969 года. С 1991-го - генеральный менеджер азиатско-тихоокеанского подразделения мотоциклов. С 1994-го член совета директоров "Хонда мотор".
С 1998 года - президент "Хонда мотор Европа", старший управляющий директор направления Европа, Ближний и Средний Восток, Африка, а с июня 1999-го - старший управляющий и уполномоченный директор, член совета директоров компании "Хонда мотор".
Эту марку в России любят, пусть по количеству продаж она не входит в десятку первых. Спортивный характер "Хонды" отчетливо проявляется как в легковых автомобилях, так и во вседорожниках. Спорт и техническое совершенство - кредо марки, которая, начав с мотоциклов и силовой продукции, вышла в число ведущих мировых автопроизводителей. Главный редактор журнала "За рулем" Петр Меньших встретился с президентом "Хонда-Европа" Минору Харада.
- Продажи иномарок в России растут высокими темпами. Удовлетворяют ли "Хонду" ее результаты (около 1% от общего количества проданных автомобилей), как планируется развитие дилерской сети на российских просторах?
- Рынок России является частью европейского. Но он интересен еще и тем, что находится на подъеме. Мы хотим и будем развивать здесь продажи автомобилей, мотоциклов и силовой продукции компании "Хонда". Ведь наши товары облегчают жизнь и создают комфорт.
Конечно, 1% рынка нас никак не удовлетворяет. Вместе с тем мы не склонны к популистским шагам ради продвижения своих моделей. Мы не планируем неоправданных скидок при продажах или политики низких цен на отдельные модели.
В то же время считаю, что Россия заслуживает особого подхода. Свою стратегию мы базируем на том принципе, что страна требует новейших продуктов и передовых технологий, а значит, и лучших автомобилей. И даже если национальные требования по токсичности выхлопных газов заметно менее жесткие по сравнению с другими странами мира, то это не значит, что на российский рынок мы будем поставлять продукцию менее совершенную. По нашим оценкам, для России наиболее подходит европейская спецификация автомобиля.
Как известно, "Хонда" очень сильна в производстве бензиновых двигателей, которые более приспособлены к низким температурам в сравнении с дизельными. Россия - страна холодная, значит, у "Хонды" здесь больше шансов добиться успехов.
Завод "Хонда" в Англии открылся десять лет назад, и с тех пор идет постоянная работа над тем, чтобы совершенствовать качество выпускаемой продукции. Мы поставляем автомобили во все страны Европы, в том числе с холодным климатом, схожим с вашим. И там "Хонда" уверенно себя чувствует.
- У меня в руках региональная газета "За рулем", которая распространяется в 30 регионах России от Калининграда до Владивостока. На обложке дальневосточного выпуска модель "Фит", по продажам в Японии она вышла на первое место. Почему ее нет в России? Вообще - как происходит отбор, какие факторы оказываются решающими при определении модели для того или иного рынка?
- До поездки в Россию мне казалось, что это рынок только дорогих машин. Так бывает, когда лишь ограниченное количество людей может позволить себе купить автомобиль. Но я вижу, здесь есть потребность в более простых автомобилях. Машина, о которой вы сказали, носит название "Джаз" на европейском рынке. В Японии она зовется "Фит". Мне кажется, вопрос о ее продаже в России назрел и, думаю, появление машины на ваших дорогах не за горами. Но прежде нужно ее сертифицировать. Ведь отличие между европейской и японской версиями не только в названиях. В соответствии с законами, действующими в том или ином регионе, приходится вносить изменения в конструкцию автомобиля. Между японским, американским и европейским рынками имеются довольно существенные различия. Так, европейский предъявляет более жесткие требования к прочности конструкции, деформациям кузова при столкновении, то есть пассивной безопасности. Это связано с тем, что скорости на дорогах Европы более высоки в сравнении с Америкой или Японией.
Сильные различия существуют в части контроля за выхлопными газами. Наиболее строги в этом отношении американские законы. Японское законодательство несколько мягче. Европейские требования еще либеральнее.
Чтобы подогнать автомобиль под стандарты того или иного рынка, требуется время. Но замечу, что в нашей компании период адаптации машины к национальным требованиям заметно короче, чем во многих других.
- Россия не может похвастаться жесткостью своих требований. Почему же тогда на нем представлено так мало моделей "Хонды"?
- Нужно соблюдать баланс между тем, что хочет покупатель и может производитель. Первого привлекает как можно более широкий выбор. Производитель же заинтересован в продаже наибольшего количества машин каждой модели. Поэтому ряд, представленный на рынке, выглядит неким компромиссом. Например, наши поставки в Америку начались около сорока лет назад с самой дешевой тогда "Хонды-Сивик". Потом появился "Аккорд". Почти двадцать лет мы продавали в Америке только две эти модели. Когда объем продаж достиг 100 тысяч штук, возникла потребность внести разнообразие в модельный ряд. Но замечу, когда продавался только "Сивик", люди присматривались к автомобилю, привыкали к марке, проникались сознанием того, что "Хонда" выпускает хорошие автомобили. Если бы было много моделей, то понятие марки могло бы раствориться в их названиях. Кроме того, не нужно забывать, что, когда продается ограниченное число моделей, формируется представление и о самой модели, как носителе определенного уровня комфорта, набора опций и т. д.
Точно такой же подход мы используем и на российском рынке, где перед нами широкие перспективы. Если более коротко, то мы хотим, чтобы имя каждого продукта фирмы "Хонда" вызывало определенные ассоциации у покупателя.
- Учитывая высокую популярность вседорожников (SUV) в России, что подтверждается, в частности, успехом модели " Honda CR-V", следует ли рассчитывать на появление здесь моделей "Пилот" и "Элемент"?
- В отношении России у "Хонды" много планов, но, что касается появления на рынке новых моделей, я предпочел бы не забегать вперед. Мне было бы приятнее слышать, что дилеры наращивают продажи CR-V.
- Успехи "Хонды" в России в бизнес-классе пока скромны. Каковы, на ваш взгляд, перспективы нового "Аккорда"? Когда следует ждать появления новой "Хонды-Легенда"?
- "Аккорд" находится в верхнем секторе автомобилей среднего класса. Важно отметить, что европейский вариант существенно отличается от американского. В первую очередь это касается настроек подвески. Европейский "Аккорд" - машина более спортивная, американский, напротив, мягкая, вальяжная. Кстати, в Америке европейский "Аккорд" будет продаваться под маркой "Акура", как более престижной. "Аккорд" в России останется самой представительной моделью "Хонды".
- Автомобильное производство "Хонды" имеет 40-летнюю историю. За это сравнительно небольшое время компания сделала весомый вклад в технический прогресс. Можно вспомнить малотоксичные двигатели CVCC начала 70-х, моторы VTEC с изменяемыми фазами, автомобили с четырьмя управляемыми колесами. Какие сегодняшние инновации могли бы продолжить этот ряд?
- Самые заметные инновации последних лет можно объединить одним понятием: сделать большим маленький автомобиль. Это касается и "Джаза", и "Сивика" последнего поколения, для которых удалось создать просторные салоны при маленьких габаритах, применив немало новых технических решений. Таковы компактный оригинальный бензобак и возможность удобно складывать сиденья, миниатюризация двигателя.
Кроме того, новые технологии широко применяются, когда речь идет о том, чтобы сделать автомобиль более безопасным, экологически чистым, снизить потребление топлива.
- Последние годы ознаменовались многими совместными проектами крупных компаний в области разработок новых моделей, двигателей, унификации агрегатов. Как видит себя "Хонда" в этом процессе?
- Если говорить о возможном слиянии компаний, то "Хонда" планирует оставаться независимой. Что касается кооперативных связей, то у нас, в частности, существует договоренность о поставках наших двигателей "Хонда" компании "Дженерал моторс" и оснащении наших автомобилей дизелями "Исудзу". В настоящее время мы не рассматриваем проектов строительства завода совместно с другой автомобильной компанией, будь то у нас в стране или за рубежом.
- "Хонда" - концерн многопрофильный. Насколько велика доля автомобильной части? Не могли бы вы рассказать, что помимо автомобилей выпускается и какова география производства?
- Скажу прямо, если считать поштучно, то автомобили уйдут на третье место после силовой продукции и мотоциклов. Если подсчет вести в денежных средствах, то доля автомобилей составит 80%.
- Ограниченность запасов углеводородного сырья на Земле диктует необходимость поиска альтернативных источников энергии, создания сверхэкономичных двигателей. Что делается "Хондой" в этом направлении?
- Вы, наверное, знаете, что компания уже создала автомобиль на топливных элементах. Несколько штук даже проданы в Японии и США. К сожалению, стоимость такого автомобиля в настоящее время очень высока, и второй недостаток - он плохо переносит низкие температуры.
"Хонда" постоянно работает над повышением экономичности двигателей и снижением потребления топлива. Кроме того, компания разработала гибридные (бензиновый+электрический) агрегаты, которые не так широко, но уже применяются (см. статью в этом номере ЗР - ред.). И все же до широкого использования двигателей на альтернативных видах топлива пройдет десятилетие.
- Эпоха лидерства моторов "Хонда" в гонках формулы 1 осталась в прошлом. Намерена ли компания изменить положение в ближайшее время?
- "Хонда" поставляет моторы для команды BAR ("Бритиш-Америкэн Рейсинг"). Мы с нетерпением ждем, когда она порадует нас победами и пилоты, наконец, появятся на пьедестале почета. Думаю, это будет большой праздник для наших болельщиков и почитателей марки "Хонда".
В беседе принимали участие глава представительства "Хонда мотор Ко., Лтд" в Москве Сёдзи Такакаси и Владимир Соловьев ("За рулем").
" Хонда Лайф". Автомобиль класса микро законодательно ограничен по длине 3,4 м, а по ширине 1,48 м. Налоговые льготы обеспечивают "малышкам" особую популярность в Японии. Трехцилиндровый двигатель объемом 0,65 л развивает 38 кВт/52 л. с. Модель только для японского рынка.
"Хонда-Джаз". Этот компактный хэтчбек известен в Японии как "Фит". Машина отличается высокой экономичностью. В трансмиссии устанавливают и клиноременный вариатор. Моторы 1,2 и 1,4 л; 58 кВт/78 л. с. и 61 кВт/83 л. с. Максимальная скорость 165-170 км/ч. Популярен в Европе и Японии, в Россию не поставляется.
" Honda Element" - автомобиль для активного отдыха (SUV) с поперечным расположением двигателя, передним или полным приводом. Молодежная модель на базе CR-V. Оснащается бензиновым двигателем 2,4 л мощностью 118 кВт/160 л. с. Максимальная скорость 185 км/ч. Модель для североамериканского рынка.
" Хонда Аккорд Купе". Выпускается с 2002 года для североамериканского рынка. Наиболее престижная из "аккордов". Оснащается четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом 2,4 и 3,2 л. Мощность - 119 кВт/162 л. с. и 178 кВт/243 л. с. Максимальная скорость более 220 км/ч.
" Хонда Аккорд" седьмого поколения. Модель среднего класса с приводом на передние колеса. Комплектуется четырехцилиндровыми моторами 2,0 и 2,4 л мощностью 114 кВт/155 л. с. и 140 кВт/ 190 л. с. Максимальная скорость - соответственно 214 и 227 км/ч. В России продается с 2003 года.
" Хонда Сивик тип R" - трехдверное купе спортивного типа с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Наиболее мощная и скоростная модель в семействе "Сивик". Двигатель объемом 2,0 л и мощностью 147 кВт/ 200 л. с. разгоняет машину до 100 км/ч за 6,8 с. На российский рынок не поставляется.
" Honda S2000" - двухместный родстер с приводом на задние колеса и шестиступенчатой коробкой передач. Мотор объемом 2,0 л расположен продольно, мощность - 177 кВт/241 л. с. Максимальная скорость 241 км/ч. Разгон до 100 км/ч - 6,2 с. В России распространения не получила.
" Honda CR-V" наиболее активно продается в России. С 2002 года поставляется новая модель.