Еще немного, еще чуть-чуть
С момента появления "десятого" семейства его проблемы и проблемки не дают покоя всевозможным доводочным фирмам. Вроде бы завод уже излечил свою продукцию от детских болезней, но некоторые конструкторские просчеты до сих пор не побеждены. Один из них - неточность откликов машины на действия рулем.
Чтобы почувствовать изъян, не надо быть гонщиком - достаточно слегка качнуть рулевым колесом из стороны в сторону в совершенно обыденной ситуации. Автомобиль, словно не заметив ваших действий, просто поедет прямо, не успев отреагировать на команду водителя. Более того, если вы взглянете на рулевой механизм стоящей на месте машины в тот момент, когда кто-нибудь крутанет руль, будет заметно, как "дышит" рейка в местах крепления, легко смещаясь на 7-8 мм. Спортсмены, давно зная об этих особенностях "десятки", используют жесткие втулки, крепящие механизм. Однако недавние исследования тольяттинской фирмы "Техномастер" показали, что проблема не только в резинках: деформируется весь щит передка. Откуда уж в этом киселе взяться желаемой быстроте откликов.
И вот в гамме всевозможных растяжек и распорок, предназначенных для "десятки", появилось еще одно изделие - усилитель щита передка. Прежде чем попасть к нам, он прошел стендовые испытания, в ходе которых было отмечено уменьшение податливости в местах крепления механизма. А что это даст на практике?
Ответить помог редакционный VAZ 2112, на котором мы провели дорожные испытания.
Для начала - автомобиль в исходном, почти базовом состоянии. Почему "почти"? Потому что передняя распорка верхних кронштейнов крепления амортизаторных стоек стала уже неотъемлемой деталью всех редакционных "десяток", независимо от модели. Отрадно, что наконец-то и завод выразил свое отношение к этому элементу, документально одобрив его установку.
...Несколько быстрых виражей на серпантине горной дороги, затем "змейка", имитация ошибок водителя на входе в поворот и, наконец, непременная "переставка". Конечно, "двенадцатая" не идеал и напрягает водителя, вздумавшего ехать поагрессивнее, задумчивостью, большими углами поворота руля и неточностями при коррекции скольжений. Результат на "переставке" в цифрах неплохой: посмотрим, можно ли лучше.
Минут сорок работы с железом (усилитель передка устанавливается на стандартное заводское крепление), и мы вновь на знакомом тестовом маршруте. На первый взгляд ничего необычного, но привыкнув, отмечаю: немного возросло стабилизирующее усилие на руле, при этом реакции машины стали заметно быстрее и логичнее. Особенно это заметно при небольших (30-50°) углах поворота баранки. На входе в поворот "двенадцатая" уже не задумывается, собирая всевозможные запаздывания, а четко следует намеченной траектории, сразу воспринимая команды.
Еще заметнее разница на "переставке". Там, где в первоначальном варианте приходилось что есть мочи вертеть рулем для объезда искусственного препятствия, теперь достаточно повернуть его на требуемый угол, и автомобиль беспрекословно выполнит то, что от него требуется. Здорово, но, признаемся, огрехи управляемости "двенадцатой" до конца не побеждены. В предельных режимах все же появляется мешающая разобщенность с водителем. Что ж, ничего удивительного: ведь повышение жесткости одного из элементов кузова еще не панацея от всех бед.
ЧЕМ ЖЕСТЧЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Итак, улучшения налицо. Конечно, они не кардинальны, но то, что автомобиль поехал четче и правильнее - очевидно. Это подтверждают как наши субъективные ощущения, так и замеры скоростей на "переставке". Увы, при безразличном отношении ВАЗа к недостаткам управляемости своего детища, наверное, только так, по крупицам можно придать машине столь необходимые ей черты характера.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ
Варианты Vпр, км/ч
Базовый 88,7
С усилителем щитка передка 90,9
Стендовые испытания в заводской лаборатории ВАЗа показали: съемный усилитель снижает деформацию кузова в зоне кронштейнов крепления картера в два раза при усилии на рулевом колесе ±40 Н.м. При этом углы поворота руля уменьшаются примерно на 10°.