Между городом и деревней
ТЕХНИКА
Автобус
НАША МАРКА
МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО АВТОРА
Основная продукция ПАЗа - модель 3205, выпускаемая с 1989 года, и ее многочисленные модификации. С января 2003 года в Павлове выпускают автобус ПАЗ-4234, который местные остряки прозвали Т-34. Это удлиненный на одно окно "пазик"-ветеран, но уже не малого, а среднего класса.
На "тридцатьчетверке" стоит самый мощный "земледелец" - минский ММЗ-245.9 в 136 л. с. с турбонаддувом и интеркулером, Евро I. По заказу автобусников двигатели в надежде на больший ресурс комплектуют только чешскими поршневыми кольцами, зиловской корзиной сцепления, полнопоточным масляным фильтром со сменным картонным элементом вместо центрифуги, двухцилиндровым компрессором и картером маховика стандарта SAE 3. Благодаря такому картеру с двигателем можно агрегатировать не только коробку передач ЗИЛ, но и пятиступенчатую чешскую "Прага" или, допустим, ZF. Кстати, зиловская коробка только внешне похожа на "сто тридцатую". Внутри совсем другие ряды шестерен. На месте прежней четвертой с передаточным числом 1,47 теперь повышающая (i=0,81), а прямая стала четвертой. Такая коробка ПАЗ-3206.70-10 должна передавать момент 47 кгс.м.
Карданный вал на зиловских крестовинах и, главное, задний мост теперь от ЗИЛ-4331, который делают на филиале ЗИЛа в Рязани. Автобусы с такими мостами легко узнать по колесам на восьми шпильках.
С января 2003 года в Павлове прекратили выпуск автобусов для российского рынка с пневмогидравликой. Изменился и привод стояночного тормоза: энергоаккумуляторы на задней оси надежнее капризного трансмиссионного ручника.
Компрессору теперь работы прибавилось. Он должен поспевать за расходом сжатого воздуха четырьмя тормозными камерами и дверными пневмоцилиндрами. Проверенного временем зиловского двухцилиндрового компрессора, что стоит на "девятом" дизеле, хватает вполне, а на ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем или дизелем ММЗ-245.7 вместо штатных одноцилиндровых ставят надежный и мощный "Кнорр-Бремзе". Кстати, именно у этой фирмы ПАЗ покупает пневмоаппаратуру и АБС. Диаметр тормозных барабанов по сравнению с ПАЗ-3205 увеличился с 380 до 420 мм, а сзади они и шире на 40 мм.
Испытания показали: при торможении со скорости 60 км/ч тормозной путь автобуса составил 29,8 м и замедление 6,2 м/с2 при требуемых 36,7 м и 5,0 м/с2 соответственно. Выигрыш почти семь метров, а ведь иногда бесценным становится даже сантиметр!
В салоне прибавилось сидений, под ними появились пять маленьких печек. В систему охлаждения включен предпусковой подогреватель, хотя его основное назначение - зимой подогреть "Тосол" в системе до 80ОС, чтобы сделать эффективной работу отопления.
Цена автобуса увеличилась незначительно и, судя по количеству заказов, устраивает многих.
Взамен древней и капризной пневмогидравлики - двухконтурные пневматические тормоза с пружинными энергоаккумуляторами.
Под капотом вместо привычного бензинового ЗМЗ-53 - дизель ММЗ-245.9.