Сила тяжести
ТЕХНИКА
самые-самые
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ
СИЛА ТЯЖЕСТИ
МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
Мир машин-тружеников не менее разнообразен, чем привычный рядовым автолюбителям легковой. Конструкторы вывели множество причудливых пород: от моторных "рюкзачков", что выглядят карликами даже на фоне обычных седанов, до гигантов, сравнимых по грузоподъемности и габаритам с несколькими железнодорожными вагонами.
ПОЛКИЛОТОННЫ ЗА СПИНОЙ
Динозавры автомобильного мира живут и работают в отдельных уголках планеты, почти не попадаясь на глаза обывателям. Еще несколько десятилетий назад самые мощные экскаваторы зачерпывали в ковш до 50 т породы, а некоторые машины брали на борт уже вчетверо больше груза. Сегодня аппетиты горнодобывающей промышленности выросли, в результате карьерные самосвалы достигли циклопических размеров.
Появление на улице "Катерпиллера-797", рекордсмена-тяжеловеса среди двухосных самосвалов, напоминало бы пришествие знаменитого киногероя Кинг-Конга в центр Нью-Йорка. Колесо американского автомобиля - в два человеческих роста! Водитель сидит в кабине на высоте трехэтажного дома. К счастью, такие "катерпиллеры" не ездят по дорогам общего пользования.
Заплатив за новую машину три с лишком миллиона долларов, владелец получает... комплект деталей. Иначе исполин просто не в состоянии добраться до места службы: ни один самолет или железнодорожная платформа его не вмещают. Окончательную сборку проводят прямо возле места работы.
Циклоп, способный нести три с половиной сотни тонн породы, имеет полную массу 560 т! Чтобы сдвинуть махину с места и разогнать до максимальной скорости 54 км/ч, "Катерпиллер-797" оснастили 24-цилиндровым V-образным дизелем собственной разработки. Агрегат составлен из двух 12-цилиндровых моторов, его суммарный объем - 103,5 л, а мощность - 3400 л. с.
Подобную карьерную технику выпускают в мире лишь два десятка фирм, включая белорусский БелАЗ.
Если карьерным самосвалам путь на дороги общего пользования закрыт, то седельные тягачи, впряженные в многометровые автопоезда, можно увидеть на бескрайних просторах Австралии. Их используют для перевозки самых разнообразных грузов, начиная от топлива и заканчивая животными. Что вы скажете, например, о таком автопоезде, как "Макк-СLR" или "Вольво" с полуприцепом и двумя-тремя прицепами общей длиной... 52 м! Причем эта "сороконожка", как и любой современный автопоезд, уверенно разгоняется до сотни с лишним.
В активе "Макка" 525 л. с. Табуна под капотом вполне достаточно для буксировки поезда массой в полтысячи тонн на огромные расстояния. Для долгих "беспосадочных" путешествий по стране-континенту машину оборудовали четырьмя топливными баками по 500 л каждый.
В ЛЕГКОМ ВЕСЕ
С просторов Австралии - в узкие улочки-"норы" азиатских и европейских городов. Здесь царство фургонов и пикапов на базе легковых моделей, а также совсем маленьких грузовичков, чьи конструкции, однако, копируют "взрослые" машины.
Лидерство в классе "микро" традиционно принадлежит японским фирмам; мы хорошо знаем их по легковым моделям. Японские требования к маленьким автомобилям, для которых предусмотрены налоговые льготы, строго нормируют габарит, мощность двигателя и распространяются в том числе на грузовики. Типичный представитель этого вида - "Мазда-Скрам" длиной 3,4 м с мотором мощностью 50 л. с. Водитель, пассажир и 350 кг груза в придачу - для города вполне достаточно. Кстати, спектр применения малышей в Японии чрезвычайно широк: от обслуживания ресторанов и доставки товаров в маленькие лавки до работы на стройплощадках, где крохотные самосвальчики не редкость.
Европейцы стараются обеспечивать потребности в микрогрузовиках своими силами. Причем, в отличие от Японии, производством карликов в Старом Свете нередко занимаются фирмы, неизвестные в широких автомобильных кругах. Например, итальянская "Пьяджо", сделавшая себе имя на мототехнике, взяв за основу мотороллер, соорудила автомобильчик "Эпи-50" с двухтактным 50-кубовым мотором; его максимальная скорость - 40 км/ч, грузоподъемность - 200 кг. В некоторых странах такой машинкой разрешено управлять с 14 лет, не дожидаясь получения "прав". Так к семейному бизнесу приобщают подрастающее поколение.
Теоретически "Эпи-50" способен доставить пиццу прямо в квартиру: ведь его длина менее 2,5 м, а ширина 1,2 м, так что в средних размеров лифт он въедет без проблем. Это, конечно, шутка, но юркость "курьера" действительно феноменальная: он умеет развернуться на пятачке в 2,4 м!
Еще один путь выведения породы микрогрузовиков проложили фирмы-производители квадрициклов. Микрогрузовички работают на территориях выставочных центров, обслуживают гостиничные комплексы и пешеходные зоны в городах.
Одним словом, такие грузовики - не игрушки для "бесправной" молодежи; они не менее полезны, чем трудяги-гиганты, члены "взрослого" автомобильного общества.
"Катерпиллер-797" делает карьеру с 1999 года.
На просторах Австралии 19-осный автопоезд - не редкость.
Итальянский "Пьяджо-Эпи-50" за работой.
"Мазда-Скрам" наиболее популярна в вариантах самосвал и фургон.