В цилиндре дышится легче

В ЦИЛИНДРЕ ДЫШИТСЯ ЛЕГЧЕ

ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ВПРЫСКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ

Во все времена "Волга" "текла" своим путем - ее ни с чем не перепутаешь. И даже с наступлением инжекторной эпохи газовские комплектующие видно за версту - взять хотя бы воздушные фильтры. Вместо общепринятых элементов панельного типа под капотами "волг", "газелей" и прочих обладателей "406-х" двигателей расположены эдакие цилиндры - большие-пребольшие. О них сегодня и речь.

Напоминаем, недавняя экспертиза фильтров для карбюраторных ГАЗов (ЗР, 2003, № 2) показала, что живется таким автомобилям несладко - из одиннадцати изделий одобрение заслужили всего четыре. Поэтому поводов для хороших прогнозов не было - уж если для карбюраторных "дедушек" так и не научились делать нормальных комплектующих, то откуда им взяться для впрыска? Да и выбор оказался небогатым - московские прилавки предложили нам только пять фильтров для заволжских шестнадцатиклапанников. Однако результаты испытаний опять оказались неожиданными.

НЕ ТАК СТРАШЕН ЦИЛИНДР, КАК ОН ВЫГЛЯДИТ

Неожиданным было заключение экспертов: "...испытанные образцы фильтрующих элементов по всем показателям значительно превышают нормы, установленные в соответствии с требованиями РД 37.001.622-95".

Согласитесь, от таких выводов мы давно уже отвыкли - при том, что внешний вид "цилиндров" благополучным никак не назовешь. Тем не менее, вот он, протокол... Руководствуясь методикой, изложенной в ГОСТ 8002-74, эксперты проверили сопротивление фильтрующих элементов при номинальном расходе воздуха, определили их средний коэффициент пропуска пыли и измерили продолжительность работы до предельного сопротивления. Кроме того, как обычно, оценили конструктивные особенности каждого из изделий - конкретные цифры сведены в табл. 1. А результаты испытаний на "профпригодность" приводятся в табл. 2.

Понятно, что положительное заключение экспертов автоматически дает добро всем пяти фильтрам на совместную работу с заволжскими моторами - плохих оценок сегодня не будет. А как насчет отличных?

КОМПЛИМЕНТЫ ПОДОЖДУТ

Нет, отличных оценок тоже не будет - и вот почему. Отличное - значит, безукоризненное, выдающееся. Но применить такие термины к неряшливо собранным изделиям просто язык не поворачивается. Неравномерно распределенные гофры, халтурно выполненные уплотнители, заляпанные чем-то закраины, криво наклеенные этикетки - все это хорошо видно на фото. А ведь съемку делали до испытаний - именно такие фильтры достаются потребителю. Нет, нехорошо...

Пару слов об особенностях изделий. На шторах фильтров № 3 и 5, изготовленных фирмой "Невский фильтр", эксперты отметили специальные выступы, которые должны исключать слипание гофров. Кстати, наибольшее их количество - у московского изделия АЭР-5 (№ 2), наименьшее - у питерского БИГ (№ 4). Максимальная площадь фильтрующей поверхности - у "Невского фильтра" (№ 3) и "Цитрона" ПАЛТ-137 (№ 1), а минимальная - у "Тосол-Синтеза" (№ 5), который, кстати, изготовлен тем же "Невским фильтром". Откуда у одного производителя такие непохожие изделия - непонятно. Примечательно, что ни количество гофров, ни площадь поверхности напрямую не связаны с результирующими показателями - об этом говорит сопоставление сведений из табл. 1 с табл. 2.

Какой фильтр выбрать? Цена-то у всех примерно одинаковая: 150- 160 руб. Если ориентироваться на максимально долгий срок службы изделия, то берем "Цитрон". Готовы менять почаще, но при этом максимально перекрыть доступ пыли - выберем "Невский". Хотим проверить, изменится ли норов автомобиля при снижении сопротивления фильтра, - ищем АЭР-5. А если, как всегда, захочется все сразу, да и чтобы не стыдно было в руки взять, тогда путь один - самостоятельно расставить оценки по всем видам испытаний, придирчиво изучить фотографии и составить свою собственную табель о рангах.

1. Заявленная торговая марка и обозначение

ПАЛТ-137

"Завод автодеталей "Цитрон", Михайловск, Ставропольский край

Фильтр ПАЛТ-137, больше известный как "Цитрон", оказался чемпионом по ресурсу! Продержавшись 12,2 ч вместо положенных 1,4, "ставрополец" на три часа опередил ближайшего преследователя из Питера. По пропуску пыли фильтр оказался третьим, а по сопротивлению - четвертым. А вот гофры расположены неравномерно, хотя на фоне остальных "Цитрон" выглядит более чем прилично.

2. Заявленная торговая марка и обозначение

АЭР-5

ЗАО ПГ "Спектрол", Москва

Московский фильтр оказался лучшим при измерениях сопротивления потоку воздуха. За это можно простить избыточный вес: 1343 г - больше, чем у остальных. Впрочем, в других номинациях москвич также оказался последним, хотя и ресурс, и коэффициент пропуска пыли лучше норматива примерно в 5 раз. А вот внешний вид разочаровал. Скажите, вам нравится, как приклеено уплотнительное кольцо, показанное на фото внизу?

3. Заявленная торговая марка и обозначение

"Невский фильтр"

ЗАО ПКФ "Невский фильтр", Санкт-Петербург

"Петербуржец" оказался лучшим "пылеуловителем": у него коэффициент пропуска пыли ниже, чем у остальных. В номинации "ресурс" он при этом стал четвертым, а по сопротивлению - третьим. А вот внешний вид изделия огорчает: исполнение фильтра откровенно неряшливое. Кривое уплотнительное кольцо, неровные закраины, помятые гофры, острые края металлической сетки... Ведь можно же сделать аккуратнее!

4. Заявленная торговая марка и обозначение

GB-76

Фирма БИГ, Санкт-Петербург

Лихо превысив все нормативные требования, петербургский БИГ при этом предпочел остальным параметрам ресурс. Второе место в этой номинации достигнуто ценой последнего результата по сопротивлению и четвертого - по пропуску пыли. Отметим, что БИГ - самый легкий из всех: его масса - всего 916 г. А вот за внешним видом нужно следить: незамкнутое уплотнительное кольцо во время испытаний просто отвалилось. Да и укладка, мягко говоря, неравномерная.

5. Заявленная торговая марка и обозначение

"Тосол-Синтез"

ООО ТЦ "Тосол-Синтез", Дзержинск (изготовитель - ЗАО ПКФ "Невский фильтр", Санкт-Петербург)

Не оказавшись лучшим ни в одной из номинаций, дзержинско-петербургский фильтр тем не менее показал наиболее ровные результаты во всех испытаниях: вторые места по сопротивлению и по пропуску пыли, а также третье по ресурсу выглядят достойно. Любопытно, что при этом площадь фильтрующей поверхности у изделия самая маленькая. Внешний вид... впрочем, сколько можно пенять на неравномерную укладку шторы?

ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Подпишитесь на «За рулем» в