"нива" тормозит... 250 000 раз!

"НИВА" ТОРМОЗИТ... 250 000 РАЗ!

ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫ "НИВЫ"

Хороших машин, которые наши конструкторы ни у кого не передирали - раз, два и... Устарела, конечно, но народ ее искренно любит. А если еще присовокупить новичка - "Шевроле-Ниву", то так и хочется спросить - а почему это мы давно не испытывали никаких "нивовских" деталей? Например, тормозных цилиндров, вон они там какие необычные - "трехглавые"... Вернее, трехпоршневые.

Неожиданно выяснилось, что разнообразием выбора тормозных цилиндров для "Нивы" прилавок похвастать не может. Во всяком случае, нам удалось раздобыть всего три их разновидности - каждой по две штуки. Причем одну пару пришлось покупать в сборе с суппортами: мол, не нравится - не ешь... Вся троица - без упаковки и "визитных карточек", только белорусско-немецкие "феноксы" смогли предъявить в качестве "документов" надписи FENOX на литых корпусах.

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ И... МАРАФОН!

Какую-то пользу от покупки цилиндров с суппортом в сборе все-таки удалось извлечь... На фото 2 хорошо видна металлическая скоба из комплекта поставки вазовских изделий - вот с ее-то помощью и решили оценить геометрические размеры остальных цилиндров. Сложностей это не вызвало: контрольная сборка прошла без замечаний - можно двигаться дальше.

После такой "разминки" пары разделились. Одному из цилиндров предстояло пройти испытания на механическую прочность и герметичность, а второго ждал настоящий марафон - как еще назвать ресурсные испытания?

Вопрос вроде: "Почему вы не проводите ресурсные испытания?" - один из самых повторяемых в редакционной почте. Да потому, что это всегда очень трудоемко и долго: ситуация на рынке порой меняется быстрее, чем марафонцы до середины дистанции добегают... Однако из уважения к "Ниве" решили сделать исключение: длина "марафона", определенная ВАЗом, - 250 000 срабатываний...

Методика такова. Цилиндры размещают в камере с температурой 70±5°С и повышают в них давление от 0 до 0,75 МПа с интервалом 2 с - при этом поршни находятся в положении, соответствующем одной трети от их максимального хода. Туда - сюда, туда - сюда: вот, собственно, и все - визуально ничего интересного. Если, конечно, никто не сойдет с трассы раньше срока...

На легкоатлетических соревнованиях марафонцам торжественно дают старт на стадионе и отправляют в путь - вы там, ребята, бегайте, а мы пока в других дисциплинах медали разыграем. Так и мы - дали старт, включив рубильник на стенде с названием СГПП-1ц, и начали испытания на другом стенде - СГП1. Названия стендов из специализированной лаборатории ИЦАИ НАМИ сообщаем намеренно для тех производителей, чье изделие займет место, отличное от первого, - именно у них обычно возникают сомнения в корректности, объективности и непредвзятости... Впрочем, мы отвлеклись.

Итак, марафонцы выбежали со стадиона, а мы начинаем соревнования по герметичности и по прочности. Герметичность цилиндров оценивают при давлении жидкости, равном 20 МПа, - зачет получает тот, кто продержится в таком состоянии не менее двух минут. Само собой, падение давления при этом не допускается. Второе соревнование - из разряда "экстрим": прочность определяют по моменту разрушения цилиндра при повышении давления в пределах до 35 МПа.

Зачет по герметичности получили все три цилиндра, но... Но стоило перейти ко второму испытанию и повысить давление всего-то на 0,5 МПа, как вазовское изделие неожиданно развалилось на куски. И в этот же момент поступило сообщение с трассы - дисквалифицирован белорусский марафонец! После 11 000 циклов у "Фенокса" появилась течь тормозной жидкости по среднему поршню, а за это снимают с дистанции. Таким образом две команды из трех лишились шанса победить в общем зачете...

Что ж, два марафонца бегут дальше, а мы повышаем давление и ждем, кто сдастся следующим. На отметке 27,0 МПа хрустнул "Фенокс" - жаль. Стрелка манометра доходит до 35,0 МПа - "тольяттинец" жив! Ему и присуждается малая золотая медаль...

...И большая тоже! Два оставшихся изделия завершили ресурсные испытания без замечаний, а потому единственной командой, выдержавшей все проверки, оказалась именно безымянная "тольяттинская".

НА БЕЗРЫБЬЕ

Честно говоря, по нашим правилам "бомжей" к соревнованиям не допускают, но тогда получится, что на "Ниву" вообще нельзя купить нормальную запчасть! Остается надеяться, что хотя бы победа в нашей экспертизе побудит неведомых изготовителей этих изделий выйти из подполья и начать уважать своих потребителей.

Иначе никакие "шевроле-нивы" никогда не станут полноценными автомобилями.

1. Изготовитель - не указан

(продавалось под именем "Тольятти")

Маркировка - VAZ 2121 3501044 12 АЛЗ

Примерная цена - 500 руб.

Если бы это изделие предлагали в нормальной упаковке, то отличная оценка была бы выставлена единогласно. Ресурсные испытания пройдены без замечаний, герметичность нормальная, прочность прекрасная. Но... как опознать безымянного "героя"?

Оценка: (хорошо).

2. Изготовитель - не указан

(продавалось в сборе с суппортом под именем "ВАЗ")

Маркировка - VAZ 2121 3501044 АЛЗ 8

Примерная цена (с суппортом!) - 1500 руб.

Изделие успешно выдержало ресурсные испытания, но первое же резкое торможение при таком качестве может оказаться последним в жизни. Этакий "царь-колокол" получился - и всего-то при давлении 20,5 МПа! Как говорится, "а еще суппорт надел"...

Оценка: (плохо)

3. Изготовитель -

"Фенокс" (Fenox), Белоруссия

Маркировка - VAZ 2121 3501045 FENOX 3240

Примерная цена - 600 руб.

На этапе покупки "белорусские немцы" выглядели чуть лучше остальных, однако "игра", как говорится, не пошла. Один цилиндр разлетелся на куски при давлении 27,0 МПа - рановато, другой почти сразу же "прохудился" на ресурсных испытаниях.

Оценка: (плохо)

Подпишитесь на «За рулем» в