Завод Mando: как производят запчасти в Корее
А ведь около 50 лет назад Южная Корея была бедной аграрной страной, рядовые жители которой вдоволь не ели мяса. Именно поэтому у современных корейцев считается хорошим тоном досыта накормить гостей приготовленной на открытом огне говядиной. А если спросите у молодого корейца, какова мечта всей его жизни, в ответ, вполне вероятно, услышите: работать в Hyundai. Эта компания является основополагающим предприятием современной Кореи. У истоков ее стоял Чанг Джу Ён, которому помогали пять братьев и сестра. Сегодня империей Hyundai правят шесть его сыновей и целая армия внуков и племянников. Вот он, семейный подряд по-корейски. И это не все. Племянник основателя Hyundai Чонг Монг Вон руководит компанией Halla Group, сфера интересов которой весьма широка и разнообразна. И одно из ее дочерних предприятий – Mando Corporation, занимающееся производством комплектующих для автомобилей Hyundai и Kia, – тоже возглавляет племянник того самого Чанг Джу Ёна.
Фирма по производству запасных частей Hyundai International была создана в 1962 году, а спустя 18 лет ее переименовали в Мando (дословно man do – человек делает). Основная продукция – амортизаторы, детали тормозной системы и рулевого управления, а также элементы электрооборудования. На сборочные конвейеры амортизаторы поставляются под маркой Мando, а на вторичный рынок (примерно 20% от общего числа) – под брендом Мando+. На заводах в Корее, Китае, Индии, Польше, Турции и Америке ежегодно производится более 100 млн штук.
На одном из них мы и побывали. Современное предприятие в Иксане поразило высочайшим уровнем автоматизации. Рабочих в цехах не видно – здесь роботизировано все, даже подача заготовок и контроль качества. А каждую сборочную линию обслуживает один оператор. Отвечая на вопрос о качестве, начальник цеха подвел нас к стенду, где фиксируется количество дней, отработанных без брака. Судя по данным с табло, последняя деталь с нарушением параметров была отправлена в корзину почти три месяца назад. С качеством у амортизаторов Мando и Мando+ все в порядке. Детали для ОЕМ-поставок и вторичного рынка производятся на одной сборочной линии. Амортизаторы, выпускаемые в запчасти, отличаются от конвейерных только маркировкой и меньшей ценой. Продукция поставляется не только отечественным автопроизводителям, но и на сборочные заводы Renault, Peugeot и Citroen, Nissan, Opel, VW, BMW, Chrysler, GM и Suzuki, Geely, Great Wall, Chana, а также на АВТОВАЗ и ГАЗ.
Такой же высокий уровень производства наблюдается и на заводе тормозных систем и рулевого управления в Пхёнтеке, где работают всего 1500 человек, включая инженеров, техников, управленческий и складской персонал. Люди в цехе должны следить только за оборудованием и отвозить готовый товар на склад. А весь производственный процесс происходит в автоматическом режиме. Особенно показательна линия производства блоков ABS, когда в начале процесса роботы из стального проката режут прямоугольные заготовки, из которых на выходе получается уже полностью готовый продукт. На каждом этапе деталь сканируется инфракрасными камерами и при любом отклонении от нормы бракуется. Правда, брака почти нет.
Посетили мы и «Силиконовую долину» – так корейцы называют комплекс научно-исследовательских центров под Сеулом. В галерее центра Mando на прозрачном макете автомобиля продемонстрированы самые передовые разработки компании – электроусилитель руля, блоки ABS и ESP последних поколений, стояночный тормоз с сервоприводом и т.д. Очень наглядно и оригинально. Но фотографировать нам и здесь запретили. И в который раз промелькнула мысль: Восток – дело тонкое.