Шины научатся говорить
Единственная деталь, которая связывает автомобиль с дорогой, - это шины. Вот если бы шина могла говорить, то она рассказала бы много интересного и про дорожное покрытие, и про манеры вождения сидящего за рулем. Представляете, сколько нелицеприятных слов услышали бы лихачи и «чайники» в свой адрес!
Но шутки шутками, а информация, полученная от шины, на самом деле бесценна. Если автомобиль начнет понимать «шинный язык», то езда станет более безопасной. Ведь на каждый резкий маневр покрышка отвечала бы не жалким визгом - все системы автомобиля включались бы, чтобы предотвратить занос и возможную в связи с ним аварию. Ну а если к этому добавить умение различать мокрую и обледенелую дорогу и сообщать об этом бортовому компьютеру? В общем, вы понимаете.
Недавно у меня состоялся разговор с ведущими специалистами-шинниками из исследовательского центра GoodYear в Люксембурге, из которого я понял, что ждать появления «говорящей» шины осталось не так уж и долго, и что современная «автомобильная обувка» все активнее участвует в автомобильной жизни и готова за себя постоять.
- Во-первых, нужно вспомнить о шинах, которые поддерживают давление самостоятельно, - поясняет Ксавьяр Фрэпон, директор по технологиям легковых шин GoodYear Европа. - Мы показали их в прошлом году. Представьте себе, что водитель может забыть о колесах, а колеса будут сами о себе заботиться подкачиваться и поддерживать оптимальное давление. При этом уменьшится износ шин («За рулем.РФ» рассказывал об этом ранее). Во-вторых, это чипованные шины. Наша последняя разработка способна устанавливать контакт с бортовым компьютером автомобиля и обмениваться с ним информацией о давлении, температуре в шине, скорости вращения и ускорения. Этот сенсор весит менее десяти граммов самозаряжается и не требует замены элементов питания. Информация передается беспроводным путем и может быть использована в системе работы АБС и ESP. Поскольку данные от шинного датчика имеют поправки на давление и температуру, автомобиль на чипованных шинах тормозит эффективнее и дистанция до полной остановки сокращается в среднем на метр.
Необходимость прямого диалога между шиной и автомобилем диктуется сегодня развитием технологий, сокращающих механические связи в пользу электрических. В прошлом году мне довелось протестировать гибридный седан Infiniti Q50. В нем рулевой механизм подменялся датчиками и электромоторами. На мой взгляд, использование шин с чипами может существенно продвинуть идею управления автомобилем по проводам, и отчасти компенсировать отсутствие реактивного действия в таких системах.
- Полностью с вами согласен, - к разговору подключается генеральный директор Инновационного центра GoodYear Жан-Пьер Жозетт. - Не забывайте при этом, что шина будет выдавать на экран или на приборную панель информацию о своем самочувствии, то есть о давлении, необходимости замены, о пойманных гвоздях, предупреждать о необходимости перейти на зимние шины. Нередко бывает так, что владелец автомобиля и представления не имеет, что за шины у него стоят и на каких зимних или летних шинах он ездит. А так у него будет вся полнота информации, включая даже степень износа. С появлением таких устройств мы выходим на новый уровень взаимодействия человека и техники, точнее общения между шиной, автомобилем и водителем.
Учат шины говорить и другие ведущие мировые производители. Так Michelin в этом году оснастит чипованными шинами гоночные электрические одноместные автомобили чемпионата мира Формулы Е (FIA Formula E Championship). Радиочастотный идентификационный чип французов будет устанавливаться в боковину шины и позволит получать индивидуальные данные обо всех шинах гонок и отслеживать историю каждой шины с момента производства. В отличие от штрих-кодов чип способен накапливать информацию о работе шин их температуре и давлении на протяжении всего их жизненного цикла. Начнется новый чемпионат в сентябре это года. Ждать, когда шины заговорят, осталось совсем недолго.