Испытание «Стрелкой»: тестируем «невидимую» пленку на автономера
Соблюдать скоростной режим, двигаться только по разрешенным полосам, парковаться исключительно по правилам… Это скучно! Куда веселее прохватить с ветерком по полосе для автобусов под завистливые взгляды стоящих в пробке. Или, наплевав на знаки ограничения скорости, отправить стрелку тахометра в красную зону.
А как же камеры-радары, «письма счастья», большие штрафы? Кто эти храбрецы, которым страх неведом? Ответ я услышал от знакомого. Он по секрету рассказал, что купил специальную пленку на номера и с тех пор забыл о штрафах. Конечно, я не поверил, но зерно сомнения все-таки укоренилось и дало всходы. Изучил мнения в Интернете: оказывается, есть такая технология, причем работает! Тогда я отправился на знаменитый электронный рынок «Горбушка» по выданному мне адресу, совсем не тайному.
НАНОТЕХНОЛОГИИ В ДЕЙСТВИИ
О требуемых буквах-цифрах нужно договариваться заранее, по телефону или электронной почте. Каждый знак стоит 300 рублей; можно заклеивать все цифры или буквы, а можно лишь некоторые. О научных принципах действия пленки продавцы не распространяются (ноу-хау!), но намекают, что все дело в секретных нанотехнологиях, разработанных отечественными учеными: типа наш ответ «Стелсу». Не зря все-таки страна деньги вкладывала в Сколково! Предварительно пришлось потратиться на дубликаты реальных номеров редакционного «Форда» (нанотехнологи предупредили, что их пленка клеится намертво и отдирается только с краской). Номера-то теперь сделать просто: прямо с рабочего места отправил по Интернету заявку, приложив к ней отсканированные свидетельство о регистрации и паспорт. Через два часа курьер доставил комплект новеньких номеров; за всё 2400 рублей.
Еще 1200 рублей отдал за четыре цифры. Продавец объяснил, как правильно приклеить пленку, рассказал, что днем она не работает, а вот ночью можно гонять где и как вздумается. В доказательство того, что «наноцифры» работают, сфотографировал их на мой смартфон. Потрясающе – на фотографии цифры оказались невидимыми. Вот до чего дошла наука!
Дальше всё по инструкции: обезжирил номера, приклеил пленку. На первый взгляд, ничего не изменилось; коллеги замечали переделку только при внимательном рассматривании. Словно фокусник, я показывал, как выглядят на фото заклеенные цифры. Все завистливо изучали снимок, а потом тихо просили координаты продавцов чудесной пленки. Но я адресочек не дал, потому что номерам-невидимкам еще предстояли испытания: встреча с радарами «Стрелка», «Кордон» и КРИС.
«СТЕЛС»-ИСТРЕБИТЕЛЬ
Проверка проходила в два этапа. Первый – в подмосковном Нахабине, где разработчики предоставили нам возможность познакомиться с комплексом «Стрелка», второй – в Санкт- Петербурге, где в роли дорожных средств ПВО выступали комплексы «Кордон» и КРИС.
Передвижной комплекс «Стрелка» – это микроавтобус, оборудованный системой слежения за дорожным движением. Именно такие используют в подразделениях ГИБДД. Оператор выставляет порог скоростного режима, система пристреливается и через несколько минут готова к работе.
Ничего страшного, продолжу испытания ночью. Дождался темноты – и вновь «бреющий полет» аккурат мимо радарного комплекса. Вот, получите! Выхожу из машины в предвкушении победы. Но, увидев злорадную улыбку фотографа, понимаю: мой «истребитель» обнаружен. На экране компьютера заклеенные пленкой цифры лишь немного побледнели.
Увы, на питерском полигоне нас также ждал провал. «Кордон» и КРИС безжалостно расправились с нашим «истребителем»: даже в полной темноте они прочитали номера.
ПОПАЛСЯ, ШПИОН!
Экспертный совет «За рулем», изучив результаты эксперимента, признал финансирование проекта нецелесообразным и снял с вооружения пленочную технологию ввиду полной ее непригодности. Адрес «секретной лаборатории» у меня больше никто не просил. Остается только посочувствовать тем, кто уже поддался на уговоры коммерсантов. Дешевле просто не нарушать правила, что вам настоятельно советую.
ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
С точки зрения закона использование такой пленки, как в нашем эксперименте, ничем не грозит. Статья 12.2 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или штрафа 500 рублей за управление транспортным средством с нечитаемыми или установленными с нарушением требований госстандарта регистрационными знаками. Номер считается нечитаемым, если с расстояния 20 м невозможно прочитать хотя бы одну из букв или цифр заднего знака, а в светлое время суток – переднего или заднего. В нашем же случае регистрационный знак читается без проблем и днем и ночью.
И все же есть законное основание (ч. 2. ст. 12.2 КоАП РФ) наказать поборника «стелс-технологий». За управление автомобилем со «знаками, оборудованными специальными материалами, препятствующими или затрудняющими идентификацию», полагается штраф 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от месяца до трех. Но применить в нашем случае эту злую статью невозможно: радары опознали номер без труда, то есть никаких проблем с идентификацией не возникло.
Я просто выбросил на ветер 3600 рублей – без какого-либо эффекта. В следующий раз попробую установить номер-перевертыш
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Как устроена световозвращающая пленка? Микроскопические стеклянные шарики размещены в полимере на отражающей поверхности и сверху залиты другим полимерным составом. Свет в такой пленке претерпевает как отражение, так и преломление. При отражении часть света поглощается, яркость его становится меньше, но для мощных камер это не является препятствием. Достаточно небольшого контраста между цифрами или буквами и основанием регистрационного знака, чтобы высокочувствительная камера радара опознала автомобиль. Камеры же смартфонов снабжены ИК-фильтрами, которые режут часть спектра. Именно поэтому продавцам пленок удается убедить покупателей в «невидимости» номеров. Слабая камера смартфона с правильно подобранными условиями освещенности и углом расположения по отношению к номеру (снимать нужно «в лоб») действительно позволяет сделать снимок с невидимыми цифрами. Но стоит поставить смартфон под небольшим углом, заклеенные цифры тут же проявляются.