Вторая сигнальная система: как уживаются под одним названием разные модели
Представьте себе цветок. Какой образ нарисовался у вас в сознании? Поле подсолнухов, акции «10 роз за 250 рублей», торговец невинно убиенными подснежниками? А что, если, говоря о цветке, я имел в виду распустившийся кактус в пустыне Гоби? Так во всем, включая автомобили. Даже если кто-то назовет вам марку и модель, имейте в виду, что речь может идти об абсолютно разных машинах! Как так происходит? Очень просто. Давайте попробуем оценить скупость фантазии маркетологов, которым лень придумывать оригинальные имена для разных машин.
Ford
Первое место в абсолюте у марки Ford. Взять, например, ее модель Fusion. Если бы пару лет назад вы услышали от гостя из США, что он ездит на этом авто, наверняка бы скептически улыбнулись. Ведь в России, как и во всей Европе, под этим именем известен субкомпактвэн – по сути «оквадраченная» и чуть прибавившая в размерах Fiesta. Всего 4 метра в длину, незамысловатый дизайн, три бензиновых и два дизельных мотора мощностью от 75 л.с. до 100 л.с. – такой была модель, вставшая на конвейер кельнского завода в 2002 году.
В Штатах же, начиная с 2005 года Ford Fusion дебютировал в форм-факторе среднеразмерного седана – аналога Mondeo. Начальным мотором для авто длиной 4,8 (!) метра был 2,3-литровый агрегат с отдачей 161 л.с., а топовые версии комплектовали 3-литровым V6 мощностью 224 л.с.
Или вот вам другой пример из фордовской истории. Европейцы услышали имя Granada в 1972 году – представительский автомобиль, вытянувшийся от переднего до заднего бампера почти на 4,6 м, пришел на смену модели Zephyr. В течение шести лет его выпускали в виде обычного и двухдверного седана, пятидверного универсала и купе (которое, скорее, было фастбеком). Моторы – от 1,7-литровой 70-сильной рядной «четверки» до 4,9-литрового V8, развивавшего 255 сил!
А что же в США? В 1975 году на смену Maverick пришла Granada — длина четырехдверного седана (было еще и купе) переваливала за 5 м! В моторной линейке числились две рядные «шестерки» объемом 3,3 л и 4,1 л, а также два V8 – 4,9 л и 5,8 л. Именно такой знали Granada американцы до 1980-го, пока не появилось следующее поколение. Но его выпускали очень недолго — с 1981 до 1982 года, а европейцы тогда наслаждались глубоко модернизированным вариантом собственной Granada.
Вернемся в наше время — в начало 2000-х. В 2005 году российский завод Ford под Санкт-Петербургом освоил производство второго поколения Focus. Рассказ о бестселлере пропустим: с лидером рынка, продержавшегося до 2010 года, знакомы все. Второе поколение, пережившее рестайлинг, сменил «третий» Focus, а американцы, покупая с 2007 по 2010 год одноименный автомобиль, получали… первое поколение, хотя и изрядно перелицованное! Единственное, в чем им могли позавидовать жители Старого Света – в Штатах Focus был представлен и как купе.
Chevrolet
Интересную форму приняли японско-американские отношения в лице Chevrolet Cruze. В 2001 году под этими именем и фамилией началась сборка Suzuki Ignis серии HR51S. Кибитка длиной 3,6 м отличалась от японской модели деталями – в частности, иной радиаторной решеткой с традиционным крестом-бабочкой на облицовке.
Производство продолжалось до 2008 года, пока General Motors не наградил этим именем компактный автомобиль на собственной платформе GM Delta II, пришедший на смену Lacetti.
Следующий на очереди — Cobalt, производство которого освоили в 2004 году и свернули в 2010-м. Североамериканскую эстафету у него, между прочим, принял все тот же Cruze – не тот, что на базе Suzuki, а тот, что на платформе Delta II. Первый же Cobalt имел в основе первое поколение шасси Delta, разработанное силами инженеров Opel, — оно же использовалось в автомобилях Astra поколения H. Из кузовов предлагались купе и седан, под капотами которых скрывались двигатели 2,0-2,4 л (самый мощный из них в версии SS развивал 260 л.с.).
Не успели справить поминки по первому Cobalt, как в 2011-м в Бразилии под этим именем начался выпуск другой машины. Именно такой Cobalt сейчас везут в Россию с завода Uz-Daewoo. В его основе – «всемирная» платформа GM Gamma II, которую с современным Cobalt делят Chevrolet Aveo, Opel Adam и даже паркетник Mokka. Владельцы российских седанов довольствуются одним мотором объемом 1,5 л мощностью 105 л.с.
Skoda
Практически одновременно, с разницей в год, стартовало производство двух Skoda Rapid. В Индии это симбиоз кузова хорошо знакомого нам VW Polo Sedan, к которому приторочили переднюю часть от Skoda Fabia. А европейцы в 2012-м получили серийную версию концепта Mission L.
Пятидверный кузов типа лифтбек евро-«Рапида» на 10 см длиннее индийской версии, в более широкой моторной гамме преобладают наддувные моторы, тогда как в Индии выбор невелик – либо бензиновый атмосферник, либо турбодизель (оба объемом 1,6 л). Есть различия и в других узлах: индусам помогает рулить электромеханический усилитель, как на седане Polo, а у европейцев он электрогидравлический.
Jeep
Забавная ситуация сложилась с Jeep Liberty. В США под этим именем автомобиль продавался с 2002 по 2013 год, известный остальному миру как Cherokee. Собственно, так он назывался и в Америке, но с появлением поколения KJ в 2001 году компания выбрала для внутреннего рынка имя Liberty, которое перекочевало на следующую генерацию KK в 2007-м.
А в России в это время появился совсем другой Liberty — в Штатах этот кроссовер называется Patriot. Название пришлось поменять, потому что в РФ уже есть уазовская модель с таким названием. Но факт остается фактом: под названием Jeep Liberty продавали и внедорожник Cherokee, и паркетник Patriot.
Kia
Различия в подходе к дизайну и конструированию имеются и у Kia Rio. В России продают адаптированную к нашим условиям версию китайской модели K2. А в Европе Rio отличается не только другими кузовными деталями, но и панелью пола (в районе багажника у нашей машины есть выштамповка под полноразмерную запаску).
У «европейки» иное оформление интерьера, регулируемая по вылету рулевая колонка, другие силовые агрегаты (включая 6-ступенчатую «механику») и настройки подвески.
Honda
Прожорливый рынок США заставлял японских производителей уделять больше внимания заокеанским версиям. Сначала полюбившиеся европейцам модели продавались с минимальными изменениями, а позже дошло до того, что одна и та же модель могла иметь разные кузова, шасси и силовые агрегаты. Так, например, произошло с Honda Accord в 1993 году. Начиная с пятого поколения развитие пошло разными путями. А вот в текущей генерации разделение кануло в Лету: Старый Свет обходится впредь без Accord, а российские машины везут из Америки.
Подобные курьезы, хотя и встречаются редко, могут ввести иностранного собеседника в заблуждение. А вот ситуация, когда разные марки используют одно и то же имя для своих моделей, встречается намного чаще. Но это – тема отдельной статьи.
PS: пишите в комментариях, какие еще названия-близнецы в автомобильном мире приводили вас в смятение.