Вторая сигнальная система: как уживаются под одним названием разные модели

Помните, что такое вторая сигнальная система? Это источник проблем, возникающих при общении людей. Подумали мы о чем-то, облекли мысль в слова, а собеседник услышал их и расшифровал по-своему. Маркетологи автопроизводителей иной раз стараются не изобретать велосипед, попросту присваивая очередному детищу уже знакомое название иной модели авто. Рассмотрим ряд примеров.

Представьте себе цветок. Какой образ нарисовался у вас в сознании? Поле подсолнухов, акции «10 роз за 250 рублей», торговец невинно убиенными подснежниками? А что, если, говоря о цветке, я имел в виду распустившийся кактус в пустыне Гоби? Так во всем, включая автомобили. Даже если кто-то назовет вам марку и модель, имейте в виду, что речь может идти об абсолютно разных машинах! Как так происходит? Очень просто. Давайте попробуем оценить скупость фантазии маркетологов, которым лень придумывать оригинальные имена для разных машин.

Ford

Первое место в абсолюте у марки Ford. Взять, например, ее модель Fusion. Если бы пару лет назад вы услышали от гостя из США, что он ездит на этом авто, наверняка бы скептически улыбнулись. Ведь в России, как и во всей Европе, под этим именем известен субкомпактвэн – по сути «оквадраченная» и чуть прибавившая в размерах Fiesta. Всего 4 метра в длину, незамысловатый дизайн, три бензиновых и два дизельных мотора мощностью от 75 л.с. до 100 л.с. – такой была модель, вставшая на конвейер кельнского завода в 2002 году.

Европейский Ford Fusion (2006–2008 г.в.)

В Штатах же, начиная с 2005 года Ford Fusion дебютировал в форм-факторе среднеразмерного седана – аналога Mondeo. Начальным мотором для авто длиной 4,8 (!) метра был 2,3-литровый агрегат с отдачей 161 л.с., а топовые версии комплектовали 3-литровым V6 мощностью 224 л.с.

Или вот вам другой пример из фордовской истории. Европейцы услышали имя Granada в 1972 году – представительский автомобиль, вытянувшийся от переднего до заднего бампера почти на 4,6 м, пришел на смену модели Zephyr. В течение шести лет его выпускали в виде обычного и двухдверного седана, пятидверного универсала и купе (которое, скорее, было фастбеком). Моторы – от 1,7-литровой 70-сильной рядной «четверки» до 4,9-литрового V8, развивавшего 255 сил!

А это уже американский Ford Fusion

А что же в США? В 1975 году на смену Maverick пришла Granada — длина четырехдверного седана (было еще и купе) переваливала за 5 м! В моторной линейке числились две рядные «шестерки» объемом 3,3 л и 4,1 л, а также два V8 – 4,9 л и 5,8 л. Именно такой знали Granada американцы до 1980-го, пока не появилось следующее поколение. Но его выпускали очень недолго — с 1981 до 1982 года, а европейцы тогда наслаждались глубоко модернизированным вариантом собственной Granada.

Выпускавшиеся параллельно в США (слева) и в Европе (справа) Ford Granada

Вернемся в наше время — в начало 2000-х. В 2005 году российский завод Ford под Санкт-Петербургом освоил производство второго поколения Focus. Рассказ о бестселлере пропустим: с лидером рынка, продержавшегося до 2010 года, знакомы все. Второе поколение, пережившее рестайлинг, сменил «третий» Focus, а американцы, покупая с 2007 по 2010 год одноименный автомобиль, получали… первое поколение, хотя и изрядно перелицованное! Единственное, в чем им могли позавидовать жители Старого Света – в Штатах Focus был представлен и как купе.

Chevrolet

Интересную форму приняли японско-американские отношения в лице Chevrolet Cruze. В 2001 году под этими именем и фамилией началась сборка Suzuki Ignis серии HR51S. Кибитка длиной 3,6 м отличалась от японской модели деталями – в частности, иной радиаторной решеткой с традиционным крестом-бабочкой на облицовке.

Производство продолжалось до 2008 года, пока General Motors не наградил этим именем компактный автомобиль на собственной платформе GM Delta II, пришедший на смену Lacetti.

Купе Chevrolet Cobalt

Следующий на очереди — Cobalt, производство которого освоили в 2004 году и свернули в 2010-м. Североамериканскую эстафету у него, между прочим, принял все тот же Cruze – не тот, что на базе Suzuki, а тот, что на платформе Delta II. Первый же Cobalt имел в основе первое поколение шасси Delta, разработанное силами инженеров Opel, — оно же использовалось в автомобилях Astra поколения H. Из кузовов предлагались купе и седан, под капотами которых скрывались двигатели 2,0-2,4 л (самый мощный из них в версии SS развивал 260 л.с.).

Бразильское видение Chevrolet Cobalt

Не успели справить поминки по первому Cobalt, как в 2011-м в Бразилии под этим именем начался выпуск другой машины. Именно такой Cobalt сейчас везут в Россию с завода Uz-Daewoo. В его основе – «всемирная» платформа GM Gamma II, которую с современным Cobalt делят Chevrolet Aveo, Opel Adam и даже паркетник Mokka. Владельцы российских седанов довольствуются одним мотором объемом 1,5 л мощностью 105 л.с.

Skoda

Практически одновременно, с разницей в год, стартовало производство двух Skoda Rapid. В Индии это симбиоз кузова хорошо знакомого нам VW Polo Sedan, к которому приторочили переднюю часть от Skoda Fabia. А европейцы в 2012-м получили серийную версию концепта Mission L.

Европейский Skoda Rapid (слева) заметно отличается от выпускающего в Индии собрата (справа)

Пятидверный кузов типа лифтбек евро-«Рапида» на 10 см длиннее индийской версии, в более широкой моторной гамме преобладают наддувные моторы, тогда как в Индии выбор невелик – либо бензиновый атмосферник, либо турбодизель (оба объемом 1,6 л). Есть различия и в других узлах: индусам помогает рулить электромеханический усилитель, как на седане Polo, а у европейцев он электрогидравлический.

Jeep

Забавная ситуация сложилась с Jeep Liberty. В США под этим именем автомобиль продавался с 2002 по 2013 год, известный остальному миру как Cherokee. Собственно, так он назывался и в Америке, но с появлением поколения KJ в 2001 году компания выбрала для внутреннего рынка имя Liberty, которое перекочевало на следующую генерацию KK в 2007-м.

Пока мы под Patriot знаем продукцию Ульяновского автозавода, американцы ездят на своих "Патриотах"

А в России в это время появился совсем другой Liberty — в Штатах этот кроссовер называется Patriot. Название пришлось поменять, потому что в РФ уже есть уазовская модель с таким названием. Но факт остается фактом: под названием Jeep Liberty продавали и внедорожник Cherokee, и паркетник Patriot.

Kia

Различия в подходе к дизайну и конструированию имеются и у Kia Rio. В России продают адаптированную к нашим условиям версию китайской модели K2. А в Европе Rio отличается не только другими кузовными деталями, но и панелью пола (в районе багажника у нашей машины есть выштамповка под полноразмерную запаску).

KIA Rio, как оказалось, тоже бывают разные - европейские (слева) и азиатские (справа)

У «европейки» иное оформление интерьера, регулируемая по вылету рулевая колонка, другие силовые агрегаты (включая 6-ступенчатую «механику») и настройки подвески.

Honda

Прожорливый рынок США заставлял японских производителей уделять больше внимания заокеанским версиям. Сначала полюбившиеся европейцам модели продавались с минимальными изменениями, а позже дошло до того, что одна и та же модель могла иметь разные кузова, шасси и силовые агрегаты. Так, например, произошло с Honda Accord в 1993 году. Начиная с пятого поколения развитие пошло разными путями. А вот в текущей генерации разделение кануло в Лету: Старый Свет обходится впредь без Accord, а российские машины везут из Америки.

Подобные курьезы, хотя и встречаются редко, могут ввести иностранного собеседника в заблуждение. А вот ситуация, когда разные марки используют одно и то же имя для своих моделей, встречается намного чаще. Но это – тема отдельной статьи.

PS: пишите в комментариях, какие еще названия-близнецы в автомобильном мире приводили вас в смятение.

Подпишитесь на «За рулем» в