На Nissan Juke по Верхней Волге
Куда и зачем?
Верхнее Поволжье – образование странное. Википедия небезосновательно утверждает, что таковым можно считать области, через которые «Великая русская река» протекает до момента встречи с Окой – то есть формально «Верхняя Волга» – это Тверская, Московская, Ярославская, Костромская, Ивановская и даже Нижегородская области. Если спросить кого-нибудь из знакомых, что стоит относить к Верхнему Поволжью, в ответ наверняка услышишь некую лингвистическую невнятицу, в которой можно будет разобрать Углич и, возможно, даже Калязин. На самом же деле все гораздо любопытнее. Конечно, объехать даже потенциально самые интересные места Верхней Волги в рамках одного путешествия, которое уложилось бы в один уик-энд, просто нереально. Поэтому, собираясь открыть для себя эту таинственную (несмотря на географическую близость) местность, мы решили, что доедем до Мышкина по левому берегу Волги, оттуда переберемся на правый и вернемся через Углич и Калязин. Причем мостом будем пользоваться только по дороге туда.
Придется, конечно, дважды проехать через Углич, но это не самая большая на свете неприятность. Куда хуже скудость сведений: сайты местных администраций и музеев информативностью не блещут, так что при подготовке поездки приходилось полагаться на воспоминания блогеров, которые посещали интересующие нас места год-два, а то и несколько лет назад. Что там осталось из увиденного и запечатленного – вопрос, на который мы и ответим.
Нелинейная география
Если для поездки у вас есть только «общечеловеческие» выходные, выезжать лучше заранее – иначе избежать заторов на трассе М8 не удастся. Мы же пошли на военную хитрость, сбежав от работодателя в пятницу – и насладились свободной дорогой, попутно сочувствуя пробивающимся в столицу бедолагам – хвост растянулся на несколько километров. Свернув с магистральной трассы в сторону Сергиева Посада, через пару десятков километров прощаемся с образцово-показательным покрытием. В принципе, можно было бы остановиться и в Троице-Сергиевой лавре и посетить усадьбу Саввы Мамонтова в Абрамцево – последняя представляет собой пусть и небольшой, но весьма интересный и грамотнейшим образом организованный музей искусств – мы же мчим дальше, к достопримечательностям куда менее раскрученным.
Волгу пересекаем в Угличе и по совсем уж «уставшей дороге» направляемся в сторону Мышкина. И перед самым городом уходим влево – в сторону деревни Мартыново. Здесь нас ждет Музей Кацкарей – прелюбопытнейшее заведение в деревенской глуши.
Кацкари – это такой микроэтнос, вполне русские люди, но со своей системой примет и верований и весьма забавным языком, который они бережно хранят и с удовольствием «бахорят» на нем с туристами. Где еще узнаешь, что существует, например, отдельное слово, описывающее холодное и дождливое лето – «неслетьё»? Помимо предметов деревенской утвари, о которых подробно рассказывают уже на вполне понятном русском, тут можно увидеть настоящий спектакль-перформанс и насладиться местной кухней – за обед из шести блюд просят всего 192 рубля с человека, но предупредить о своем приезде нужно заранее: все-таки готовить в настоящей печи занятие не на полчаса.
Насладившись кацкарским гостеприимством, отправляемся в Мышкин. Когда-то этот город натуральнейшим образом «загибался», растворяясь в окружающем пейзаже. Но потом кто-то умный придумал легенду о «мышином» происхождении названия. Мышиная тема при всей своей несуразности обеспечила городу поток туристов, и теперь заезжих путешественников потчуют рассказами об алкогольном короле Петре Смирнове (сопровождая экскурсию дегустацией соответствующего продукта), а также зазывают в музей техники, смотреть в котором, по большому счету, нечего, но экскурсовода слушать все же интересно.
Пожалуй, самая неожиданная и по-настоящему интересная достопримечательность – мемориал, открытый к 60-летию Победы. Исполненный в худших традициях советского монументального зодчества, он заслуживает внимания по одной причине: на стелах из черного гранита здесь выгравированы строки из подлинных писем погибшего красноармейца Ивана Орлова. Читать их спокойно невозможно – особенно впечатлительные наверняка захотят вернуться к господину Смирнову. А оттуда уже в гостиницу.
Нетуризм в несезон
На следующий день нам предстояло перебраться на другой берег Волги. Можно, конечно, сделать это по мосту в Угличе, но есть способ интереснее. Паром по маршруту «Мышкин – Правый берег» отходит ежечасно, и его сложно отнести к красивейшим объектам Верхней Волги. Заезжаем на обычную баржу, встаем в несколько рядов, платим вежливой женщине-кондуктору и стараемся не думать о том, почему все такое ржавое и доплывем ли до другого берега. В качестве бонуса – прекрасный вид на окрестности, который частично перекрывается высоким бортом – хорошо, что мы на кроссовере!
Ощутив под колесами земную твердь, движемся вверх по течению в сторону Углича и сворачиваем в поселок Учма – здесь находится исторический музей, точнее – практически тематический парк, в котором можно на всем сидеть и все трогать. Даже начало экскурсии создает теплую, душевную атмосферу: прибывших сажают на завалинку и снабжают семечками – сразу чувствуешь себя не посетителем, а гостем. Жаль, с погодой нам не повезло – летом тут можно и несколько часов просидеть.
После домашнего учемского «музея» официально золотоколечный Углич больше напоминает офис. Хорошо, что сейчас не сезон – было бы не продохнуть от туристов, а поиск парковки занял бы больше времени, чем дорога от Мышкина. Желающим проявить нелинейность мышления можно посоветовать не тратить время на официальные храмы-музеи, а проследовать, например, на экспозицию тюремного искусства – небольшое помещение, в котором нашлось место и для имитации настоящей камеры, и для весьма насыщенной экспедиции. Экскурсовод увлеченно рассказывает о воровских «мастях», «малявах» и «марках» – в стране, где сидит около 700 тысяч человек, это должен знать каждый.
Напоследок заезжаем в Калязин – сфотографироваться на фоне знаменитой «плавающей» колокольни, которую не смогли вывезти вместе с Никольским собором – и отправляемся в Москву.
А в памяти остаются люди, которые творят и сохраняют собственную историю. Историю, которую стоит узнать – ведь это так просто.
Во что нам это обошлось
Маршрут из Москвы в Мышкин с заездом в Мартыново и обратно через паром, Учму, Углич и Калязин – это 669 километров. Расход топлива оказался выше заявленного, но это и неудивительно – по некоторым населенным пунктам мы блуждали в самом прямом смысле, вдобавок автомобиль некоторое время работал печкой – во время ожидания парома и отдыха после прогулок. Гостиниц в Мышкине немало, но в сезон с местами могут быть проблемы, да и цены наверняка подрастут – нам же двухместный номер со всеми удобствами обошелся в весьма скромную сумму. Ну и на музейной программе мы не экономили вовсе. Да и зачем – путешествие и так получилось недорогим – чуть больше 4 тысяч рублей на человека. Проделать нечто подобное на общественном транспорте? Не уверен, что это вообще возможно.
Наш автомобиль
«Ниссан-Джук» держался молодцом. Подвеска с честью переваривала переменчивое дорожное покрытие, а клиренс и короткие свесы позволяли без страха заезжать на деревенские дороги. Средний расход топлива за время поездки составил круглые 9 литров на сотню, что вполне приемлемо, учитывая рваный ритм движения на двухполосных дорогах и «работу отопителем». Правда, при таком расходе «радиус автономного плавания» уменьшается до минимально приемлемых 400 км. В салоне нашлось место для всех гаджетов, а 12-вольтовым гнездом приходилось пользоваться по очереди. Бортовой навигатор порадовал качественной картографией и удобным интерфейсом. Единственное, на что может посетовать водитель – короткая подушка сиденья, из-за которой бедра все время болтаются в воздухе. Вот, пожалуй, и все. Конечно, у «Джука», почитай, вовсе нет багажника, однако скарб двух взрослых пассажиров и в это 215-литровое недоразумение поместился без труда. А для более дальних вояжей можно и диван превратить в филиал багажника – все равно взрослым выдержать дальнюю поездку на этом седалище будет сложновато.