Автономное вождение: все дело за инфраструктурой
– Откуда взялась идея лишить водителя удовольствия от вождения?
– Главными «виновниками» этого можно назвать электромобили, которые появились, чтобы сделать атмосферу чище. Одновременно они упростили саму схему автомобиля: ненужной стала коробка передач, появилось проводное рулевое управление, как на Infiniti Q50... Электроника заставила автомобиль разбираться в дорожных картах и считывать информацию с дорожных знаков. В этом плане «Гугл» сделал большой шаг вперед. Если объединить все возможности электроники, то автономное вождение станет реальностью.
– Если автомобиль берет на себя управление, то существующие системы безопасности становятся ненужными?
– На мой взгляд, все происходит как раз наоборот. Всевозможные системы, повышающие безопасность, как раз допускают автономное вождение: активная система торможения заставляет машину в нужный момент затормозить, система «слепых» зон предотвращает столкновения. Появление таких систем предопределило возможность вождения без участия водителя.
– Чему автономное вождение служит в большей степени – безопасности или комфорту?
– Конечно, вопрос безопасности стоит на первом месте. И мы должны сделать все возможное, чтобы сократить число смертей на дорогах. На автомобилях «Ниссан» показатель аварий с летальным исходом сократился на 75% в сравнении с 1995 годом. Мы хотим сделать их еще более безопасными, в частности, с точки зрения пассивной безопасности. Но есть еще одно направление: мы пытаемся предупредить несчастный случай до того, как он может произойти. При опасном сближении или пересечении линии разметки системы предупреждают водителя звуком, светом или иным способом, чтобы он принял необходимые действия. Следующий шаг – вмешательство системы в том случае, если со стороны водителя никаких действий не последовало. Автоматика реагирует быстрее, чем человек. Она может подсказать маневр, который лучше сделать, чтобы избежать столкновения.
Но еще важнее найти одобрение на самостоятельное действие техники у общества. Не скажу про Россию, но в Западной Европе и особенно в Японии наблюдается активное старение населения. Наличие систем автономного вождения в автомобиле позволит дать возможность ездить за рулем даже престарелым. Но чтобы пойти на это, нужно решение самого общества и создание необходимой для этого инфраструктуры. Проще всего реализовать принципы автономного вождения на хайвее, несмотря даже на высокие скорости. Все машины едут в одном направлении, нет пересечений, потоки разделены, нанесена дорожная разметка. Стоит свернуть в город, как поток информации, на которую должен реагировать автомобиль, многократно возрастает. Дорога становится неоднородной, появляются светофоры, знаки, пешеходы, велосипедисты, собаки... Определенную помощь автомобиль уже сейчас может оказать водителю – в частности, наш «Кашкай» распознает дорожные знаки. Нужно, чтобы к этому привыкли еще и люди. Вспомните, как приживались на автомобилях ABS и ESP. Многие говорили, что и без них затормозят и объедут препятствие, мол, не нужна такая помощь. Теперь же и представить нельзя, как машина могла ездить без этих систем, а в Германии так и вообще запрещена продажа машин, не оснащенных ими. Кстати, и в других странах Европы тоже. Вы видите, что отношение общества изменилось. Нам предстоит поменять отношение общества и к автономному вождению.
– Влияют ли климатические факторы на возможности автономного вождения?
– Конечно, в ясную безветренную погоду получать и обрабатывать данные все-таки проще. Наши инженеры знают, что в Москве ко всем проблемам добавляется еще и грязь – система камер кругового обзора, чтобы справляться со своими задачами, требует дополнительных омывателей.
– Когда системы автономного вождения появятся на дорогах?
– К 2020 году. Не могу сказать, что это будет целиком автономный автомобиль, но во многом будет таковым. На мой взгляд, после этого должно пройти еще два поколения машин с такими технологиями, чтобы можно было говорить о полностью автономном вождении.
– Система автономного вождения сделает ненужной услугу «трезвый водитель»?
– Управление любой техникой в пьяном виде опасно. Даже текстовое сообщение может быть неверно истолковано или послано не тому адресату. Конечно, в условиях автономного вождения не исключается такая возможность, особенно в Великобритании, но здесь должно вмешаться законодательство. Замечу попутно, что совсем недавно «Ниссан» демонстрировал технологии, предотвращающие вождение в состоянии опьянения. Думаю, что автономное вождение в нетрезвом виде будет недопустимо, поскольку полной автономии не будет никогда и в какой-то момент водителю придется принимать решение.
– Скоро ли машины будут сами находить место для парковки, парковаться и по требованию возвращаться к водителю?
– Основные технологии для этого уже существуют. И «Ниссан» демонстрировал это журналистам. Дело за инфраструктурой, которая подсказала бы автомобилю, на каком уровне искать свободное для парковки место. В английском Солсбери у огромного супермаркета подземная стоянка полностью оснащена датчиками, которые показывают, где и сколько свободных мест. Там не хватает только способных распознать эту информацию автомобилей. Инфраструктура, таким образом, тоже готова, осталось только договориться между собой муниципалитетам и автопроизводителям.
– Отбросив вопросы законодательства и страхования, можно сказать, что все составные элементы для автономного вождения уже существуют, осталось только соединить их воедино?
– В принципе, да. И мы это показывали коллегам в Оксфордском университете. Выход лежит в создании необходимого программного обеспечения. Чтобы привлечь к созданию «мозгового центра» в автомобиле лучших программистов, мы разместили исследовательский центр «Ниссан» в Силиконовой долине в США.
Машины быстрее реагируют на изменение ситуации, но люди действуют более гибко и способны находить решения. У нас есть роботы «Эпоро», способные двигаться как рыбы в косяке – так, что при этом ни одна не задевает другую. Человек создал таких роботов, но сам не может действовать, как они. Попробуйте кого-нибудь не задеть, выходя на станции «Иокогама» в токийском метро! В лондонском, правда, то же самое.
– Что будет происходить после 2020 года?
– К этому времени на автомобилях премиум-класса появятся многие системы – прежде всего, обеспечивающие безопасность. Прогноз делать весьма трудно, и вот почему. Мы, как стало ясно, выпустили на рынок электромобили несколько преждевременно. Ни правительство, ни общественное мнение не были готовы к их появлению. Поэтому мы предложим публике наши технологии и возможности, а они уж пусть принимают их или нет.