По щучьему веленью: когда автомобиль поедет без водителя

Заглянуть в автомобильное будущее уже сегодня попробовали в шведском Гётеборге – здесь проходит первый в мире эксперимент с автономными автомобилями, которым дозволили выехать на обычные городские магистрали. Шведам удалось привлечь к участию все заинтересованные стороны: законодателей, транспортные службы, мэрию города, автопроизводителей. Поездил в самоуправляемом автомобиле и корреспондент «За рулем». А попутно – расспросил экспертов о технических и юридических сложностях, которые отделяют от нас это будущее.
Мощный радар на фальшрадиаторной решетке – еще одна примета экспериментального «Вольво».

Маттиас нажал кнопку на панели приборов и демонстративно, сложив на груди руки, повернул голову в сторону и уткнулся в боковое стекло. Это был сигнал о том, что черный седан S60 перешел в автономный режим управления и отныне не он, Маттиас Браннстрём, инженер-испытатель исследовательского центра «Вольво», а сама машина будет принимать решения, куда и как ехать – по городским магистралям! С пассажирского сиденья я ничего особого не заметил. Так же ровно работал мотор, машина шла в ритме улицы, то замедляясь, то ускоряясь в такт потоку и придерживаясь середины своего ряда. Но изменилась суть явления. Не водитель управлял автомобилем, а автомобиль управлял сам собой, ориентировался в уличной обстановке, адекватно реагировал на ее изменения и следовал по заданному маршруту.

Разумеется, эффект был бы намного сильнее, если бы Маттиас на какое-то время перебрался на заднее сиденье. Но он не имел права покидать свой пост, поскольку за все, что происходит и может произойти с этим автомобилем, отвечает он, водитель.

Краем глаза я подглядывал, не давит ли Маттиас украдкой на педали, но всё было честно. Эксперимент состоялся! Теперь я вправе записать в свой дневник, что одним из первых в мире ездил по городу на автомобиле без водителя.

Грибок приемника GPS-сигнала расположен на крыше

ДРАЙВ MИ

Drive Me (в дословном переводе – «води меня») – так назвали этот смелый проект, который позволяет заглянуть в автомобильное будущее. Уникальность его состоит в том, что шведам удалось привлечь к участию все заинтересованные стороны: законодателей, транспортные службы, мэрию города, автопроизводителей и автолюбителей. Мэрия выделила под эксперимент 50 км дорог в черте города и его окрестностях, «Вольво» подготовила 100 автономных машин, а законодатели благословили затею. Проект даже получил поддержку правительства Швеции.

Так выглядит один из автомобилей, способных самостоятельно ездить по Гётеборгу.

Пока на пути умных машин нет одноуровневых перекрестков, пешеходных переходов и светофоров. Скорость движения ограничена: не быстрее 70 км/ч. И все же тепличными такие условия не назовешь. Например, на маршруте есть сложные туннели, в которых не ловится GPS-сигнал, а дороги то сливаются, то расходятся. А главное в том, что по отведенным под эксперимент дорогам ездят и другие участники движения, причем в обычном режиме: перестраиваются, тормозят, меняют направление. Конечно, автономные машины несут на бортах рекламу проекта, но мигалок и крякалок у них нет – ничто не должно нарушать привычную жизнь города.

Страшно ли доверять свою жизнь бездушному железу? В тех условиях, в которых происходит эксперимент в Гётеборге, – нет. Главным критерием опасности является скорость, а в случае аварии на 70 км/ч последствия не должны быть фатальными. К тому же автомобили «Вольво» славятся высоким уровнем пассивной безопасности. Собственно, безопасность – важнейшая из причин, родивших идею автономного вождения. Ведь техника практически не ошибается, а статистика аварий убедительно указывает на главную их причину – человеческий фактор. Правда, пока что есть в этом легкая несуразица: в нашем «Вольво» именно человеческий фактор в лице Маттиаса Браннстрёма выступал гарантом безопасности — как пассажиров, так и окружающих.

Ну, лиха беда начало!

Команда на парковку подается с мобильного телефона.

ЧТО ДАЕТ АВТОНОМИЯ

Шведы разделяют проблему безопасности на две составляющие. Первая – исключение вероятности столкновения автомобилей. Вторая – снижение утомляемости водителя при длительном пребывании за рулем.

В пределах города безусловным плюсом должны стать повышение эффективности передвижения транспорта и рациональное использование земли, снижение расходов на топливо и инфраструктуру (уменьшение количества светофоров или полная их отмена), снижение вредных выбросов в атмосферу. По подсчетам специалистов «Вольво», системы автономного вождения способны в условиях города обеспечить до 50% экономии топлива. Машины смогут идти более плотным потоком, и там, где сейчас три ряда, получится ехать в четыре. Увеличится количество парковочных мест на той же площади, поскольку автомобилю без водителя не понадобится место для открывания дверей.

Выбор парковочного места.

А для водителя автономное вождение изменит подход к управлению автомобилем, позволит планировать поездки с учетом периодов автономного и активного управления, плодотворнее использовать свое время. За рулем можно будет разговаривать по телефону, пользоваться компьютером или просто отдыхать.

СТУПАЙТЕ, САНИ, В ЛЕС САМИ!

Сдается мне, что об автономном вождении задумывались еще наши далекие предки. Помните, как в русской народной сказке Емеля-дурачок то на санях, то на печи разъезжал? Примерно то же самое я наблюдал в Гётеборге на парковочной площадке. Только вместо произнесения слов «по щучьему веленью, по моему хотенью» нужно было выбрать в мобильном телефоне пункт «запарковаться сейчас». Совершенно пустой автомобиль сам пускал мотор, включал передачу и начинал движение. У свободного парковочного места он останавливался, задним ходом точно заезжал на отведенную площадку и глушил двигатель. А на телефон поступало сообщение об успешной парковке и местоположении машины.

В 2010 году беспилотный «Ауди-TT» смог самостоятельно заехать на легендарную гору Пайкс-Пик (США).

Точно так же можно было вызвать автомобиль с парковки. Единственное ограничение – он не мог отыскать меня на площадке, а подъезжал в определенную заранее зону, где и останавливался. Однако технически поиск владельца по мобильному телефону осуществим, и такой способностью автомобиль будущего непременно наделят.

Первые серийные решения для автономного управления шведы обещают осуществить на новом «Вольво-ХС90», который появится в конце нынешнего года. Это будет адаптивный круиз-контроль с функцией контроля рулевой системы, позволяющий ехать за впереди идущим автомобилем в условиях затора. Следующий шаг – следование за автомобилем на больших скоростях без необходимости корректировки направления рулем. Постепенно от человека будет требоваться все меньше вмешательства в процесс управления. К 2017 году обещают создать облачный сервис, который обеспечит взаимопонимание между автомобилями, наделенными «интеллектом». А в перспективе не понадобится сдавать экзамены на право управления транспортными средствами. Да и сама профессия шофера может оказаться невостребованной. Водителям нужно будет лишь нажать заветную кнопку или, используя систему голосового управления, произнести заветное «по щучьему веленью» и назвать пункт назначения.

На Международном автосалоне в Женеве «За рулем» поинтересовался мнением ведущих мировых автопроизводителей об автономном вождении. Приводим фрагменты интервью. Полные их версии вы найдете у нас на сайте.

Лотта ЯКОБССОН,

руководитель технического направления безопасности фирмы «Вольво»:

– Мы рассчитываем, что к 2020 году новые автомобили «Вольво» смогут не попадать в ДТП, в них не будут гибнуть и травмироваться люди. Автомобили с системами автономного управления являются важной частью этой стратегии. Когда автомобиль в экстренной ситуации окажется способен взять управление на себя, многих неприятностей на дорогах удастся избежать.

Системы автономного управления автомобилем позволяют сбалансировать процесс движения и работу двигателя, избежать резких стартов и торможений, что значительно экономит топливо. Еще один аспект – это комфорт. В долгой пробке или во время продолжительной загородной поездки водитель может передать свои функции автоматике и заняться работой, чтением газеты, просмотром кино или пообщаться с попутчиками. Но все равно на первом месте для нас всегда стоит безопасность.

Юридический аспект является крайне важным. К примеру, как быть со страховкой? Если при движении в автономном режиме случится ДТП, кто будет нести ответственность? На мой взгляд, техническая сторона вопроса является наименее сложной, юридическую придется прорабатывать гораздо дольше.

Автомобиль с автономным управлением – это больше чем сам автомобиль. Это еще и дороги, и инфраструктура, и законодательство. Например, знаки, асфальтовое покрытие, разметка, светофоры – все те элементы, которые считываются системами автомобиля, должны находиться в идеальном состоянии. Необходимо разрабатывать и новые инфраструктурные элементы, которые будут сообщать автомобилю важную информацию.

Конечно, каждый участник проекта «Драйв Ми» думает о безопасности. Но чиновники смогут извлечь из этого партнерства и массу других положительных моментов. Например, изучить, насколько рационально используется дорожная сеть, где можно выделить участки исключительно для автомобилей с автономным управлением и благодаря этому максимально сузить полосы движения.

Реми БАСТЬЕН,

вице-президент «Рено» по перспективным разработкам:

– В международном законодательстве, а именно в принятой всеми странами Венской конвенции, говорится, что автоматическое транспортное средство должно управляться лицом, имеющим водительское удостоверение. Потребуется убедить органы власти в том, что в определенных условиях автомобиль может принимать управление на себя. Мы поддерживаем связь с нашими коллегами-автомобилестроителями и властями. Мы хотим донести до них, что потребуется несколько этапов: начать нужно с получения разрешений для простых условий, а затем расширять их действие. Для этого придется продемонстрировать, что автономное управление является более надежным, нежели традиционное, с водителем. Сегодня активно используются системы поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля, камеры научились считывать дорожные знаки. Уже есть системы мониторинга внимательности водителя, а у спортсменов можно заимствовать, например, технологии измерения кровяного давления. Абсолютно надежной и безопасной может быть только та автономная система, которая получает данные из разных источников. И это позволит убедить органы власти начать делать исключения из Венской конвенции.

Смысл в том, чтобы предложить автономное управление в тех случаях, когда вождение перестает быть удовольствием. Парковать автомобиль в дальнем углу стоянки не очень интересно, управлять автомобилем в пробке – тоже. Можно предположить, что к 2020 году мы увидим массовые автомобили, способные справляться с такими, относительно простыми ситуациями. Если же говорить о том, чтобы слепой мог пользоваться автомобилем, то подобного придется ждать лет двадцать.

Кристиан ЛОЕР,

директор по продуктовому маркетингу «Хёндэ Европа»:

– Технически автомобили могут уже сейчас обходиться без водителя. Такие системы готовы поставлять «Континенталь» и некоторые другие производители комплектующих. Процесс уже пошел, ведь автомобили с активным круиз-контролем могут самостоятельно останавливаться и начинать движение вместе с потоком – в пробках. Электроника и программное обеспечение есть. А вот захочет ли этого потребитель? Вслед за водителем свое слово должны сказать власти. При всеобщем одобрении автопроизводители готовы осуществить проект хоть завтра.

Например, мы могли бы уже сейчас предложить систему полностью автоматической парковки на современном автомобиле типа «Генезиса». Но кто готов взять на себя возникающие риски? И нужна соответствующая инфраструктура. Сегодня автопилоту лучше доверить контролирующую и страховочную функции на случай усталости водителя или если что-то вдруг ускользнет от его внимания. То есть пока что главная задача – сделать автомобиль более безопасным.

Томас ВЕБЕР,

член правления группы исследования и развития «Мерседес-Бенц»:

– Первым шагом «Даймлера» на пути к автономному вождению стала экспериментальная система «остановка-движение». Чтобы перейти к полностью независимому от водителя движению автомобиля, нужно совершенствовать навигацию, увеличивать мощность бортовых компьютеров, а также искать поддержку со стороны законодательства, поскольку многое еще под запретом. Но мы уже приступили к конкретной работе: новый «Мерседес-Бенц» S-класса оснащен системой «движение-остановка».

Из инфраструктурных проблем следует обратить внимание на создание системы сигнализации на дорогах – чтобы работали системы коммуникации «автомобиль – автомобиль» и «автомобиль – дорожная инфраструктура». Эта составляющая могла бы очень помочь организации беспилотного вождения. К сожалению, ни Москва, ни какой-либо другой город в мире к этому еще не готовы.

Рики ХУДИ,

руководитель подразделения по разработкам электронных устройств «Ауди»:

– Мы настаиваем на использовании термина «пилотируемое вождение» (piloted driving), так как это словосочетание подчеркивает, что контроль над автомобилем по-прежнему остается в руках человека. Решения принимает водитель; его действия имеют приоритет над деятельностью систем помощи водителю. В будущем мы намерены ориентироваться на предупреждение опасных ситуаций, предотвращая таким образом ДТП. Систему автоматического пилотирования может включить только сам водитель. Если окружающая обстановка изменится (например, рассосалась пробка на дороге), то водителю заблаговременно будет предложено – при помощи информационного дисплея, звуковых или тактильных сигналов – взять на себя управление автомобилем. Извне управлять системой невозможно.

До конца десятилетия мы представим первые автомобили «Ауди», способные парковаться и двигаться в пробке самостоятельно.

Джерри ХАРДКАСТЛ,

главный инженер-маркетолог Европейского технического центра «Ниссан»:

– Электроника заставила автомобиль разбираться в дорожных картах и считывать информацию с дорожных знаков. В этом направлении фирма «Гугл» сделала большой шаг вперед. Если объединить все возможности электроники, то автономное вождение станет реальностью.

Вопрос безопасности стоит на первом месте. При опасном сближении или пересечении линии разметки системы предупреждают водителя (звуком, светом или иным способом), чтобы он предпринял необходимые действия. Следующий шаг – вмешательство системы в управление автомобилем. Оно происходит в том случае, если водитель никак не отреагировал на предупреждения. Автоматика действует быстрее, чем человек. Она подскажет и выполнит маневр, который поможет избежать столкновения.

Очень важно получить одобрение общественности на право техники действовать самостоятельно. В Японии, например, наблюдается активное старение населения, а пожилой человек за рулем – та еще проблема! Наличие систем автономного вождения поможет многим людям, но для этого идею должно одобрить общество, а затем нужно создать инфраструктуру. Кстати, недавно японский премьер-министр опробовал автономные автомобили на улицах Токио.

Лишь к 2020 году можно ожидать появления на дорогах автомобилей без водителей; даже если они не станут целиком автономными, многие системы уже будут внедрены. После этого должно пройти еще два поколения машин с подобными технологиями, чтобы можно было говорить о полностью автономном вождении.

Подпишитесь на «За рулем» в