Hawtai: премиум по-китайски
Рынок Китая таит сюрпризы, и до недавнего времени, держу пари, не каждый знаток автомобильной отрасли смог бы назвать вам компанию Hawtai. И тем не менее уже в августе мы увидим их на автосалоне в Москве. Откуда же взялась эта фирма? Несмотря на то, что Hawtai появилась всего 14 лет назад, по меркам китайского автопрома это уже компания с историей. Основал фирму богатый предприниматель из провинции Шаньдун Чжан Ксиджин. Говоря языком бизнеса, Ксиджин – предприниматель, который «сделал себя сам». В 2012 году, по оценкам «Форбс», он входил в число богатейших людей Китая с состоянием в 580 млн долларов, а уже через год его личные накопления оценили в 750 млн долларов.
Автомобильный бизнес Hawtai начинался, как и у большинства автопроизводителей Поднебесной, с совместного предприятия с иностранным брендом, в качестве такового выступил концерн Hyundai. В 2010 году китайцы прекратили сотрудничество с корейцами, но выкупили у них довольно много лицензий на устаревшие модели, узлы и агрегаты. В Европе Hawtai впервые заявил о себе три года назад. Тогда нидерландский спорткаростроитель Spyker, зачем-то взваливший на себя непосильную ношу обанкротившегося SAAB, всячески пытался избавиться от этого ценного груза.
Китайцам же очень хотелось заполучить модель 9-3, и они даже были готовы купить треть предприятия. Но сделка сорвалась, официальной причиной были названы бюрократические препоны со стороны правительства КНР. Хотя некоторые аналитики полагали, что на самом деле китайцев отпугнули потенциальные проблемы с патентами, принадлежавшими бывшим хозяевам из GM. Впрочем, китайцы не оставили надежды повторить успех Geely с Volvo и снова готовятся инвестировать в SAAB.
Чем отличается Hawtai от других автокомпаний Китая, так это тем, что они до известной степени не зависят от правительства, являясь полностью частным предприятием. Несколько лет назад топ-менеджмент практически полностью обновился. К тому моменту в стране появились специалисты, поработавшие в иностранных компаниях, и в Hawtai решили осовременить свою бизнес-модель с помощью более квалифицированных управленцев.
Еще один козырь Hawtai – это собственный завод по производству столь редких для этой страны дизельных моторов. Тут китайцы тоже не стали выдумывать собственный велосипед, а просто купили лицензию у итальянцев из VM Motori. С трансмиссиями им отчасти помогает немецкий поставщик ZF.
Пока нельзя сказать, что это сильно сказалось на успехе фирмы: ежегодно они производят до 200 тысяч автомобилей, но в двадцатку ведущих брендов все еще не входят. Отчасти это объясняется узкой специализацией исключительно на внедорожниках и седанах. Причем этот производитель целится только на состоятельного китайца и к своей продукции беззастенчиво добавляет слово «роскошь».
Сейчас под своим брендом компания продает старые внедорожники Santa Fe С9 и Terracan, но к нам эти машины уже не повезут. Первым в Россию пожалует большой кроссовер Bolgheri (назван в честь итальянского города Болгери). Он построен на том же шасси, что и старый Santa Fe. Но по оснащению машина уже стоит на ступеньку выше. Упоминаются такие опции, как электронные системы превентивной безопасности, сенсорный мультимедийный комплекс с широким функционалом, кожаный салон и панорамная крыша. Двигателей два, на выбор: 160-сильный бензиновый и 150-сильный турбодизель. Привод – передний либо полный и два варианта коробки передач: 5-ступенчатая «механика» и 4-диапазонный «автомат».
Пока нет точной информации, хотя не исключено, что вслед за кроссовером пожалуют и седаны E70 и B11. Оба автомобиля неплохо оснащены, но набор силовых агрегатов для них полагается такой же, как и для кроссовера. Главная особенность седанов заключается в том, что их проектировали самостоятельно, без использования корейских технологий. Хотя некоторые комплектующие Hyundai, безусловно, могут присутствовать. Компания достигла договоренности с российским заводом «Дервейс» о крупноузловой сборке кроссовера Bolgheri. Что же, дождемся автосалона, очень интересно будет взглянуть на премиум в китайском понимании.