Автопром Украины: невыносимая незалежность бытия
Глава группы компаний УкрАВТО Тариэл Васадзе раскритиковал политику нового правительства Украины, существенно снизившего таможенные барьеры для импорта автомобилей и отменившего утилизационный сбор. «Создается впечатление, что промышленность никому не нужна. С 2008 года, когда Украина вступила в ВТО, у нас стабильно нарушен торговый баланс — в структуре общих продаж автомобилей 90% приходится на импорт», — приводит слова бизнесмена киевское издание «Лига.Бизнесинформ».
По словам собеседника издания, отмена утилизационного сбора, которую лоббировали партии «Свобода» и «Удар», была своего рода популистским жестом. Этот ход должен был показать, что новые политики ратуют за удешевление автомобилей для народа. Но позже сбор заменили акцизом, который теперь вынуждены платить все, включая предприятия украинского автопрома. «Так создали «равные» условия, которые требует Европа. Если так будет продолжаться, автомобили из РФ через три-четыре года завоюют наш рынок», — пообещал Васадзе.
Старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко полагает, что формально Украина не сможет легально ограничить поставки из России, потому что нынешние соглашения по ассоциации с Евросоюзом и ВТО оставляют Украине ограниченное число рычагов для препятствия такому экспорту. «Хотя украинцы смогут ограничить поставки опосредованным путем, к примеру, введя новый технический регламент, понятно, что по иномаркам он не ударит. Но на российские автомобили, только выходящие на европейский уровень, такие требования отразятся неблагоприятно», — комментирует аналитик.
По его словам, в нынешних взаимоотношениях Украины и России очень много политики и очень мало бизнеса. Посему никакой экспансии российских автокомпаний в Украину не предвидится. «По крайней мере сейчас такое вряд ли возможно, потому что в условиях возможного применения санкций никто не будет подвергать свой бизнес риску», — заметил Литвиненко.
Очевидно, что украинские производители в ближайшее время сильно пострадают, но полного исчезновения местного автопрома как такового все же не произойдет. «Доступные автомобили концерна «Богдан» останутся на плаву. Запорожский завод, скорее всего, выживет за счет китайцев. Они инвестировали в него, соответственно, не дадут ему пропасть», — рассказывает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин.
По мнению эксперта, сейчас украинцам более всего угрожают не российские компании, а другие соседи по СНГ. К примеру, узбеки из UZ-Daewoo с радостью начнут освоение сегмента бюджетных моделей Украины. «Они еще и до введения утилизационных пошлин воевали с узбекским автопромом», — уточнил Коровкин.
В ближайшие несколько лет автопарк Украины все равно сильно состарится, потому что граждане будут вынуждены переориентироваться на вторичный рынок. «О каком вообще производстве можно говорить, если рынок новых автомобилей в стране сократился в пять раз? И Запад на помощь не придет: они не дураки инвестировать туда, где нет денег», — резюмировал Игорь Коровкин.