ГЛОНАСС для галочки?
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» создается по аналогии с европейскими и американскими автоматическими комплексами оповещения о ДТП. Устройства позволяют оперативно сообщать о дорожных происшествиях в Службу спасения посредством сотовой связи. Время прибытия «скорой помощи» существенно сокращается, благодаря чему резко снижается смертность на дороге. Уже с 1 января 2015 года по закону все импортные автомобили, подлежащие первичной сертификации в России, обязаны иметь российское оборудование. А с 2017 года планируется, что все новые машины будут оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
Свою готовность перейти на российское оборудование «За рулем.РФ» подтвердили компании Volkswagen, Subaru, Toyota, Mercedes-Benz, Chery, Renault и Honda. Ранее также предприятие GM Uzbekistan сообщило о том, что с осени этого года устанавливает на экспортные машины терминалы геопозиционирования. «В данный момент мы тестируем прототип этого устройства, и как только все будет готово, мы в соответствии с требованиями закона установим его на наши машины», — разъяснил «За рулем.РФ» глава департамента корпоративных коммуникаций Mercedes-Benz Russia Андрей Родионов.
Несмотря на готовность производителей выполнить требования правительства, далеко не все компании имеют точное представление о том, как именно нужно согласовывать отечественные микросхемы с бортовым оборудованием своих автомобилей. «Нашим техническим специалистам до сих пор не предоставлена информация о том, как, к примеру, проводить краш-тест с переворачиванием автомобиля и как этот датчик себя поведет в такой ситуации? Некоторые технические моменты не регламентированы. Это, в свою очередь, может привести к тому, что многие компании по-своему проведут установку, что некорректно скажется на ее работе», — рассказал «За рулем.РФ» представитель одной из крупных российских компаний.
Федеральный сетевой оператор НП «ГЛОНАСС» уверяет, что вся необходимая документация у иностранных партнеров уже имеется. Оператор ссылается на требования техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и детализированные требования ГОСТов (54620, 54619, 54618, 55530, 55531, 55534, 55532, 55533). Впрочем, в НП признают, что согласовывать оборудования автокомпании должны самостоятельно. «Методы установки устройств в автомобиль определяются автопроизводителем. Технический регламент и ГОСТы определяют лишь функциональные требования и требования по надежности работы в различных ситуациях», — объяснил «За рулем.РФ» Евгений Белянко, вице-президент НП «ГЛОНАСС».
Он также отметил, что при серьезных ДТП, когда есть угроза жизни и здоровью пассажиров, терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» активируется автоматически. В требованиях четко описано, что для определения события ДТП используется встроенный в терминал акселерометр и (или) информация от бортовых систем пассивной безопасности. В систему сообщается информацию о VIN-номере автомобиля, точных координатах, времени и степени тяжести ДТП. Одновременно устанавливается голосовое соединение с оператором контакт-центра.
Пользователь системы, находящийся в автомобиле, в любой момент может активировать терминал вручную, нажав специальную кнопку. В требованиях к бортовому оборудованию определены критерии для выбора места установки такой кнопки, чтобы водитель и пассажир на переднем сиденье всегда могли дотянуться до нее. По задумке чиновников, с введением «ЭРА-ГЛОНАСС» смертность в тяжелых авариях должна сократиться на 15-30%. А статистика пока неутешительная: по данным ГИБДД, за первое полугодие в почти 84 тыс. ДТП погибло 10,8 тыс. человек (+2,8% к прошлому году).
Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин убежден, что нежелание чиновников плотно работать с автокомпаниями в технических вопросах к моменту введения «ЭРА-ГЛОНАСС» может привести к неразберихе. «Это как раз тот классический случай, когда юридическая сторона вопроса оговорена, а техническая – невнятна», — говорит правозащитник. Из недавних примеров таких инициатив он приводит закон, обязывающий водителей скутеров и мопедов получать права. «Скутеристов обязали получать водительские удостоверения, а на деле автошколы и экзаменационные отделения оказались не готовы к их приему. И что в результате? Все скутеристы как ездили, так и ездят без прав, — замечает Похмелкин. – У нас все будет продолжаться в том же духе, пока не появятся люди, которые будут отвечать за результат».