FIAT Ducato, эпизод шестой: ватага клонов
В далекой галактике…
Наивный анимационный фильм о рыбке по имени Немо в свое время был удостоен престижной премии «Оскар». Однако свой след в мировой культуре эта работа студии «Пиксар» оставила не только благодаря признанию Американской киноакадемии: облик главного героя мультика вдохновил дизайнеров, работавших в середине прошлого десятилетия над коммерческими автомобилями ФИАТ, «Ситроен» и «Пежо» – в этом французы признались сами. Почему французы? Да потому, что над внешностью совместных «коммерсантов» трудилась именно французская команда.
Алессандро Сильва, автор наружности нового «Дукато», рассказывая о машине, сразу же обозначает: на сей раз облик фургона – это самостоятельная итальянская разработка. Дизайнер не скрывает, о чем ему думалось, когда он рисовал «Дукато» – этот нестарый еще мужчина – на вид ему около сорока лет – является большим поклонником саги «Звездные войны».
Неудивительно, что в облике машины проглядывает нечто космическое. По большому счету, главные изменения сконцентрировались в области, ограниченной передними стойками: это новые узкие фары с диодами, короткий капот, получивший рельефные подштамповки, плюс бампер: он по-прежнему состоит из трех частей, зато теперь лихо стекает вниз по краям новой трапециевидной решетки радиатора. Причем если на фургонах и грузовиках бампер сделан из неокрашенного пластика, то у автобусов он залит в цвет кузова. Впрочем, как обещают, выбор остается за покупателем.
«Дукато» изо всех сил стремится поразить воображение разнообразием новых модификаций: тут вам и инкассаторский броневик, и школьный автобус на 24 места, и карета скорой помощи, и кемпер, и даже самосвал. Венчает гамму этакий бизнес-шатл с разворачивающимися на 180 градусов передними креслами и квинтетом сидений в основном салоне.
Отвори потихоньку калитку
Усади на водительское место владельца нынешнего «Дукато» – и он с закрытыми глазами определит, в какой машине находится. Широкий высокий салон, автобусная посадка, регулируемый исключительно по длине вылета руль, лишенный возможности наклоняться – все это прямые цитаты из прошлого. Даже главные, на мой взгляд, недочеты эргономики остались неизменными: педальный узел по отношению к сиденью смещен вправо, а ремень безопасности расположен далеко на боковине кабины. Нужно быть очень широкоплечим, чтобы он пришелся впору! Неважнецки обстоят дела и с обзорностью: дабы не проморгать помеху справа, на перекрестке следует привставать с кресла, заглядывая за стойки. У автобуса площадь остекления больше, и маневрировать на нем проще.
Впрочем, на любой кузов ради улучшения «чувства спины» можно заказать не только парктроник, но и камеру заднего вида.
Однако же новшеств все же хватает – именно они делают «Дукато» более взрослым. Если прежний автомобиль мог похвастать разве что только кондиционером, то нынешний можно снабдить климат-контролем. А в пассажирских модификациях блоки управления погодой и дефлекторы предусмотрены во втором и третьем ряду.
Новый 5-дюймовый экран аудиосистемы едва ли кого удивит размером, зато подбор цветов и защита от бликов вызывают уважение. Именно на него теперь транслирует изображение камера заднего вида – кстати говоря, ее глазок расположен под самой крышей. Можно следить не только за препятствиями у кормы, но и за ходом погрузки/разгрузки. Повезло и панели приборов: ее приукрасили хромом, снабдили наглядными шкалами и увеличенным дисплеем бортового компьютера.
Все это я сразу записал в хорошо различимые с первого взгляда благоприобретения. Однако вскоре обнаружились и другие, ничуть не менее приятные новшества вроде подпружиненного сиденья водителя – на кочках дополнительный амортизатор под пятой точкой лишним не будет.
Все двери нынче закрываются с благородным, почти премиальным легковым «прихлопом» – вместо прежнего железного лязганья. За это спасибо следует отвесить новым усилителям каркаса кузова, благодаря которым жесткость несущей конструкции увеличилась почти на треть. Куда мягче и тише прежнего стали работать и сдвижные «калитки» с новыми роликовыми механизмами. У версии с обычной крышей боковая «сдвижнушка» размером метр на полтора, а у автобусов с верхней надставкой она еще шире и выше – 1,75 х 1,25 м. Так что люди среднего роста смогут входить в салон, не пригибая головы. А внутри могут стоя находиться даже очень высокие граждане – подпирать потолок головой будут лишь те, кто вымахал выше 1,9 м.
Кстати, если кому-то понадобится свободный доступ к любому ряду сидений, то следует остановить выбор на 7-местной машине. Много ли при этом остается места для багажа? Если каждый пассажир возьмет с собой по крупному чемодану, «Дукато» легко увезет всех и вся – даже у самого маленького автобуса с обычной крышей за третьим рядом сидений остается трюм объемом 2,2 куба.
Робот плюс пневма? Берем!
Насколько весело «Дукато» перемещает в пространстве дружную ватагу? Оказывается, на удивление споро. Совместно разработанный ФИАТом и «Ивеко» дизель объемом 2,3 л прибавил десяток «лошадок», а максимальный крутящий момент в 320 Н .м он выдает на 200 об/мин раньше. Стартует машина так, что километров до 80 в час только успевай отщелкивать передачи! И это, прошу заметить, с заботливо закрепленным в кузове балластом весом 280 кг. Не противится «Дукато» и езде внатяг. Я специально попробовал стартовать со второй передачи – и нормально: фургон тянет отлично.
Есть у ФИАТа еще пара дизелей: 2-литровый (115 л. с.) и 3-литровый в (180 л. с.). Базовый мотор в Россию везти не будут, а вот судьба самого мощного агрегата пока под вопросом. Для дальнобоя он чрезвычайно хорош: в диапазоне 90–130 км/ч «Дукато» ускоряется очень динамично. Однако управление скоростью не идеально: несмотря на внушительный крутящий момент (400 Н .м), на оборотах близких к холостым тяги в трех литрах едва ли не меньше, чем в дизеле объемом 2,3 л. Зато с 2000 до 4000 об/мин – ураган! Жаль, что итальянцы скрывают паспортные цифры разгона до сотни – по ощущениям этот фургон сотню делает секунд за десять.
Есть и еще одна любопытная новость. Впервые 2,3-литровый мотор итальянцы «поженили» с «роботом». И, надо сказать, получилась на редкость гармоничная машина! Характерные для таких коробок «затыки» на разгоне сведены к минимуму – они почти не мешают комфортному ускорению, даже если вы по-солдатски размашисто утопите «тапку в пол».
Для меня же наибольшим сюрпризом оказались изменения в ходовых качествах. За рулем я долго не мог понять, как ФИАТ научили так мягко и вместе с тем без досадной вальяжности проезжать неровности? «Дукато» начисто разучился козлить задней осью! На ближайшей парковке я быстро разобрался, в чем тут дело: оказывается, у машины появилась пневмоподвеска. Вместо рессор на балку теперь опираются адаптивные газовые опоры, а воздушный баллон заботливо спрятан в базе.
Увы, вся эта высокая инженерия – опция. И, судя по всему, недешевая. По умолчанию корма покоится на знакомой конструкции – подвешенной на рессорах балке. Я попробовал, как едет такая машина, и радости у меня поубавилось – узнаю прежний грузовик «Дукато». Словом, будь моя воля и достаточное количество денег, я бы выбрал «робот» на «пневме». И если бы мне нужен был по-настоящему просторный семейный вэн, такой ФИАТ стал бы отличной альтернативой традиционным транспортным средствам.
Жаль, прайс на все комплектации, равно как и сами новинки, у нас появятся только ближе к осени. В Европе со сменой поколений цены выросли в среднем на 3%. Если та же тенденция сохранится и для нашего рынка, итальянская армия господина Сильва у нас имеет хорошие предпосылки для успеха.
Рекорды в возрасте Христа
Первый «Дукато» дебютировал в 1981 году. Его выпускали более девяти лет. Заменившей его машине отвели более короткий срок конвейерной жизни – с 1990 по 1994 год, причем в этот период отпраздновала дебют и полноприводная версия. Третье поколение продержалось на конвейере 9 лет, после чего его сменил хорошо известный у нас автомобиль – четвертый «Дукато» выпускали в Елабуге. А в 2006 году появилось пятое поколение «коммерсанта», которое у нас продается и по сей день. На сегодня ФИАТ входит в число наиболее успешных грузопассажирских автомобилей Европы – общий тираж за 33 года составил 2,6 миллиона машин.
+ Разнообразие модификаций и вариантов оснащения; тяговитый 130-сильный двигатель (2,3 л); просторный салон; привлекательный дизайн; толковая роботизированная коробка передач
– Неважная обзорность, узкий рабочий диапазон 180-сильного дизеля (3,0 л), огрехи эргономики