Автоспорт в России: деньги на ветер
Еще 5-7 лет назад в России автомобильный спорт был задвинут на задворки общественной жизни. А сейчас в стране уже есть 7-8 спортивных треков, которые за исключением Сочи построены на деньги частных инвесторов либо при активном участии частников. С другой стороны автомобильный спорт с переменным успехом пытается двигать государство. Ведь такие мероприятия, как «Формула-1» и «Шелковый путь» по большей части финансируются из бюджета страны.
В США и Европе бизнесмены умеют делать деньги на спорте, но у нас пока это не получается. Владелец трека Moscow Raceway Рустем Терегулов сообщил российской версии Forbes, что, по его оценкам, срок окупаемости проекта составляет около 30-50 лет. «Проблема заключается в том, культура любви к автоспорту в нашей стране еще находится в самом зачатке, в то время как на Западе автоспорт с самого начала был в центре интереса», - рассказывает советник президента Российской автомобильной федерации Игорь Ермилин. По его мнению, в России пока что отсутствует и соответствующая профессия для развития автоспорта – промоутер. Спорт должны двигать экономически грамотные люди.
Иного мнения придерживается руководитель Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) Олег Петриков (вице-чемпион 2013 года в классе «Туринг»). «Без поддержки со стороны государства развивать российский автоспорт в нашей стране невозможно», - объясняет он. Помощь спортивным бизнесменам сыграла бы на руку и государству. В подтверждение своих слов глава РСКГ приводит регион Наварра в Испании, власти которой помогло построить спортивный трек для чемпионата GT. Расходы казны позже окупились налоговыми поступлениями в муниципалитет региона. Вдобавок многочисленные туристы периодически обогащают сопутствующий мелкий бизнес.
Зацикленность отечественных чиновников на иностранных чемпионатах ухудшает перспективы спортивного бизнеса в России. «У нас сложилась определенное количество фанатов, которые регулярно смотрят DTM и «Формулу-1». Некоторые даже ездят за границу на эти мероприятия. О наших же национальных соревнованиях многие просто не знают», - продолжает Петриков. Но события большого масштаба не так часто случается в спортивном календаре отечественных трасс, в то время как национальные соревнования при должном уровне освещения могли бы заполнить эти пробелы. Причем они не проигрывали бы в зрелищности.
Вот тут-то на первый план и выходит бездействие администраций на местах. «К примеру, недавно мы своими силами проводили гонку в Казани. Вход сделали бесплатным для зрителей и попросили у местных чиновников лишь несколько рекламных баннеров для анонса. Но нам сказали: в бюджете области сейчас нет денег, так что давайте-ка вы лучше заплатите за них…», - вспомнил с досадой Петриков. В то же время он признает, что, несмотря на небольшой рост внимания, заинтересовать российского зрителя российским гонками очень непросто.
Руководитель команды «ГАЗ – За рулем – Спорт» (участвует в ралли-рейдах) Вячеслав Субботин убежден, что рецепт популярности автоспорта, а вместе с ней и рентабельности этого бизнеса, кроется в правильном преподнесении самих мероприятий. «У нас ведь как освещается автоспорт: «такой-то экипаж финишировал на таком-то месте». И далее куча непонятных цифр. Конечно, это никого не зацепит. Нужно понимать психологию человека. Вы должны погружать его с головой в процесс – от момента создания автомобиля до проезда каждого конкретного поворота на спецучастке. Почему этот амортизатор, а не тот, почему этот сайлент-блок, а не другой? Зритель должен быть максимально вовлечен в перипетии гонки», - резюмировал Субботин.