Skoda Rapid: а поезд идет своей...
С точки зрения пана Йозефа
Очень мило! Нет, действительно, крашенные белой эмалью панели на торпедо, как это делали в 50–60-х годах прошлого века, в салоне новейшей «Шкоды» смотрятся неожиданно свежо, добавляя весьма бюджетному в целом интерьеру определенного шарма. Во всяком случае, от «Поло»-седана, на базе которого «Рапид» и соорудили, внутренний мир чешской машины отличается в лучшую сторону.
Между прочим, полтора года назад «Рапид» стал первой моделью, экстерьер которой разработал новый шеф-дизайнер марки словак Йозеф Кабань. «Спортивной агрессии мы предпочитаем физкультуру, нарочитой роскоши – элегантность, – объяснял концепцию нового художественного языка марки пан Йозеф, представляя «Рапид» осенью 2012 года в Париже. – А внешнюю простоту стремимся наполнить внутренним содержанием. Подобно тому, как традиционный чешский хрусталь под холодной ясностью острых граней скрывает богатейшие традиции».
Несколько витиевато, не правда ли? Я подумал об этом, едва увидел «Рапид» на залитой жарким средиземноморским солнцем стоянке в хорватском Сплите. Аккуратная небольшая машинка весьма лаконичных форм и в самом деле походила на четырехдверный «Поло». Но чем внимательнее я приглядывался к «Шкоде», тем больше в ней открывалось своего, особенного, непохожего на других. И дело даже не в фирменном насупленном лобике, украшенном эмблемой с зеленой крылатой стрелой, граненых фарах и крупных прямоугольниках противотуманок, которые делают лицо «Рапида» абсолютно отличающимся от «Поло». И не задняя стойка без третьего бокового окошка определяет своеобразие «Шкоды». Чтобы оценить всю прелесть ее самобытности, нужно открыть багажник.
Пройдемте в закрома!
Широкая воротина легко откидывается вверх по самую крышу, обнаруживая главную особенность этой машины. Хотя выглядит «Рапид» как классический 4-дверный седан, на самом деле он оснащен такой же, как у «Октавии», кормовой дверью. И отнюдь не стремление к аутентичности ради самой аутентичности, как это бывало порой в конструкции чешских автомобилей раньше (достаточно вспомнить забавную «косолапость» тяжелых грузовиков «Татра», обусловленную их необычной конструкцией). «Потайная» пятая дверь позволяет сочетать солидность классического седана, которая так импонирует покупателям в России – да и не только в России, за океаном к седанам тоже относятся с пиететом – с функциональностью хэтчбека.
И что за чудо этот багажник! Внушительный сундучище на полкуба с лишним, тщательно отделанный ковролином, снабженный комплектом сеток и крючков, толковыми нишами и замечательным двусторонним ковриком – хочешь резиновой стороной его оберни, хочешь – ворсовой. Все здесь устроено по уму – дверь открывается так высоко, что у меня при росте 185 см над макушкой еще остается 3–5 см. Это важно: не раз больно приложившись головой о двери куда более габаритных машин, я особенно умею ценить такую заботливость. Спинка дивана складывается целиком или частями, имеется и лючок для длинномеров довольно внушительного сечения. Единственный недостаток почти образцового трюма «Рапида» – диван не умеет раскладываться в ровный пол, остается заметный горб.
Не обижены и пассажиры дивана. Помимо центрального подлокотника и подстаканника с подбутыльником в торце центрального тоннеля в их распоряжении имеются карманы в спинках сидений. Скажете, не ахти какое богатство? Однако же у «Поло»-седана и этого нет.
В поисках комфорта
И только внимательно ознакомившись со всеми грузопассажирскими особенностями «Рапида», я уселся за руль. Впрочем, как следует устроиться здесь удалось далеко не сразу. На протяжении целого дня я вновь и вновь брался за ручки регулировок кресла и по-новому устанавливал руль, пока нашел более-менее приемлемую посадку. Но даже через полтысячи верст по дорогам Хорватии правое колено продолжало упираться в жесткий угол центральной консоли.
И вообще мне здесь было как-то не очень уютно. Разве что упомянутые уже крашеные панельки отделки на торпедо понравились сразу и безоговорочно. Зато высокий подоконник с неожиданно острым углом не давал положить на него руку – а дверной подлокотник в «Рапиде» расположен слишком низко. И еще не порадовал придуманный каким-то садистом джойстик регулировки зеркал – приходилось неестественно выгибать кисть или устанавливать зеркала правой рукой, что тоже не слишком удобно.
А почему в нашей, самой дорогой, между прочим, версии нет подсветки в макияжных зеркалах? Я, конечно, не модница… Дешевый на вид центральный подлокотник можно откинуть, но нельзя отрегулировать по высоте, а в нижнем положении он ложится на рычаг ручника. В целом же хорошо задуманный и аккуратно собранный салон отчего-то производил впечатление слишком уж дешевого. Может быть, жесткий пластик, которым интерьер «Рапида» украшен почти полностью, тому виной?
Сколько стоит пятая дверь?
Между тем стоит-то «Шкода» не так уж и дешево. Да, базовая цена сравнима с «Поло»-седаном. Однако под капотом такой машины покупатель обнаружит довольно чахлый моторчик, всего лишь в 75 сил. А со 105-сильным двигателем «Рапид» аж на полсотни тысяч дороже аналогичного по мощности «Фольксвагена». Конечно, у «Шкоды» есть такое предложение, которого не сыщешь в немецком прайс-листе – к примеру, «Рапид-1,4TSi» с роботизированной коробкой DSG, тот самый, что возил меня по замечательно интересным дорогам острова Хвар. Едет такая машина ожидаемо для 122 сил: четко, ровно, без особого, впрочем, энтузиазма, а если поддашь газку, турбодвигатель малого объема начинает довольно ощутимо голосить. Но если перемещаешься спокойно, в салоне тихо, и подвеска ведет себя неслышно.
Следует, однако, оговориться, что дороги в Хорватии заметно лучше наших направлений – хотя бы и подмосковных. Стоит же такой автомобиль заметно дороже 4-дверного «Поло» – в средней комплектации «Амбишн» на целых 77 тысяч рублей, а в топ-версии «Элеганс» – на 46 тысяч. А еще 12 тысяч придется выложить за металлик, который покупателю «Фольксвагена» положен даром, и сигнализация обойдется в 6100, и блютуз в 10 тысяч… В классе бюджетных седанов-супермини такими деньгами не разбрасываются.
Увы, дорогое получается удовольствие. А это значит, что интересный в целом и частностях автомобиль, скорее всего, останется нишевым продуктом – для тех, кому «нужна «Октавия», только поменьше»…
В десяти вариантах
Три мотора, три коробки передач и три комплектации – всего у покупателей «Рапида» в России на выбор десять разных вариантов. Базовый «1,2Мрi-МТ-Актив» оснащен 75-сильным мотором, механической коробкой и предлагает прожиточный минимум: ABS, складная спинка дивана, передние электростеклоподъемники, одна подушка. Двигатель мощностью 105 л. с. обойдется в полсотни тысяч, АКП стоит еще столько же. Версия «Амбишн» уже более приемлема: здесь есть ESP, дисковые тормоза сзади, обогрев передних сидений, центральный замок с ДУ, вторая подушка, «музыка», кондиционер и еще дюжина полезных опций. Однако и стоит все это добро 70 тысяч рублей. Еще 40 придется отдать за «Элеганс» с боковыми эйрбэгами, климат-контролем, литыми дисками. В сочетании с мотором 1,4ТSi и DSG такой «Рапид» потянет на 724 тысячи рублей.
+ Просторный для супермини салон; вместительный, удобный багажник; удачное сочетание солидной внешности седана и функциональных возможностей хэтчбека
– Завышенная цена; мелкие огрехи эргономики