Городские ШУМасшедшие: Москва испытает на жителях бесшумный асфальт, звукопоглощающие барьеры и домашнюю систему шумоизоляции
Главный фактор шумности города – это, конечно же, транспорт, поэтому в рамках Международной программы городских инноваций Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Центр инновационного развития объявили конкурс на новые технологические решения для снижения уровня шума от автотранспорта. В итоге из 24 проектов, предложенных европейскими компаниями, власти выбрали пять лучших, которые готовы к применению на улицах столицы.
Одно из интереснейших решений предложила голландская компания Elsevier – инновационный подход заключается в добавлении стальной фибры при изготовлении асфальтобетона. Такое дорожное покрытие было успешно протестировано на скоростной магистрали около города Влиссинген в Нидерландах, уровень шума благодаря ему снижается более чем на треть. Ранее о создании бесшумного асфальта говорила и отечественная корпорация «Роснано», однако разработка голландцев обладает одним очень важным преимуществом – возможностью быстрого восстановления покрытия. Срок службы дорожного полотна может быть увеличен вдвое за счет проведения термообработки раз в три-четыре года. Дело в том, что термическая обработка с помощью индукционной машины приводит к затягиванию микротрещин на поверхности покрытия. Такой восстанавливающийся асфальт совсем не помешал бы Москве, где дорожное покрытие приходится перекладывать чуть ли не каждый год.
Еще одна голландская компания – 4Silence – представила технологию с необычным названием «Свистящий камень». Она представляет собой бетонную конструкцию, называемую рассеивателем, которая устанавливается вдоль магистрали на одном уровне с дорожным полотном. Рассеиватель в отличие от остальных проектов не поглощает шум, а направляет его вверх. Таким образом, шум от автотранспорта должен оставаться в пределах дороги, а не распространяться на прилегающие территории. Технология способна снизить уровень дорожного шума на 3–4 дБ и уже зарекомендовала себя на одной из дорог голландского города Соестерберг. «Свистящий камень» предполагается использовать как дополнительное средство вместе с уже существующими системами снижения уровня шума (бесшумное дорожное покрытие, противошумовые экраны).
Австрийская компания Rudolf Stefanich предложила московским властям в первую очередь позаботиться о том, чтобы уличный шум не беспокоил людей в их квартирах. Для этого австрийцы разработали устройство под названием Sono – оно располагается на окне и улавливает звуковые колебания на поверхности стекла. Эта информация используется для генерации сигнала, который компенсирует вибрации и таким образом снижает уровень проникающего в дом шума. Причем система может как подавлять все звуки, так и быть направлена на конкретный раздражающий человека звук, будь то шум от автотранспорта, строительных работ, гул толпы или пение птиц. Но главное достоинство устройства Sono в том, что это самый дешевый способ звукоизоляции квартиры.
Разработка под названием Sound Solar Panel (SSP) итальянской компании Iris Lab совмещает в себе функции шумопоглощения и производства электроэнергии. В 2012 году фотоэлектрические барьеры были установлены на севере Италии в городе Читтаделле по инициативе местной начальной школы с двумя целями: защитить детей от дорожного шума и обеспечить электроэнергией саму школу. Длина барьера составила 125 м, высота – 4 м. Его мощность оказалась равна 40,5 кВт, за 20 лет он способен произвести 845 тыс. кВт экологически чистой энергии. В Москве вырабатываемая барьером энергия могла бы применяться для освещения общественных мест и дорожной инфраструктуры, а также для зарядки электромобилей.
Еще один вид шумопоглощающего барьера представила на конкурсе компания NAG из Дании. Инновационное покрытие ограждения позволит снизить уровень шума на 1–4 дБ. При этом внешне ограждение практически не отличается от обыкновенного отбойника. Испытание технологии провела независимая компания Delta на одной из дорог Дании – уровень шума снизился практически на 30%.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
− Некоторые из предложенных зарубежными специалистами инноваций уже давно планировали применять в Москве, но что-то не срослось. Вообще говорить об инновациях в сфере транспорта у нас любят куда больше, чем воплощать их в жизнь. Сначала устраиваются конкурсы, раздаются обещания, а потом оказывается, что затея эта слишком дорогая, не очень-то эффективная и совсем уж не популярная. Будем надеяться, что выбранные экспертами-экологами проекты ждет другая судьба.