Mini Cooper: не женское дело
Назло тенденциям
Если зрить в корень, то искать британские истоки в «Мини» придется чуть ли не под лупой. Судите сами: крестные отец предыдущего «Мини» – немец Герт Фолькер Хильдебранд, а нынешний шеф-дизайнер марки –датчанин Андерс Варминг. Пусть так, но для меня этот автомобиль пока еще остается осколком когда-то мощного английского автопрома. И кем бы по национальности ни были его истинные создатели, времени в мучительных сомнениях и жарких спорах они, вероятно, провели немало.
Подойдя к «Куперу», по темно-зеленым бокам которого струились дождевые дорожки, я не удержался от восклицания в духе Чацкого: «Ба! Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!» И верно – чтобы отличить друг от друга два поколения, придется поставить их рядом. Тогда станет заметно, что фары, сохранив широкий хромированный обод, стали больше, а их начинка изменилась кардинально. В качестве опционального оборудования можно заказать светодиодное кольцо дневного света с интегрированными указателями поворотов. Решетка радиатора, прежде разорванная верхней губой бампера, воссоединилась в единый шестиугольник. Непосредственно перед дверьми появились жабры воздухозаборников, а лючок бензобака переехал на правильный с точки зрения европейца правый борт. Укрупнились фонари, причем за дополнительную плату на автомобиль можно установить светодиодные осветительные приборы. Вот, кажется, и все отличия, которые можно уловить, если не докапываться до совсем уже мелких штришков вроде рисунка радиаторной решетки или формы боковых «поворотников» и зеркал. А увеличение длины на 98 мм, ширины на 44 мм и высоты на 7 мм заметить невооруженным глазом нереально. И уж тем более со стороны не видно, что значительно вырос объем багажника – со 160 до 211 литров.
Где же у него кнопка?
Как бы замечательно «Мини» ни сохранил свой олдскульный внешний вид, водителя в первую очередь интересует внутреннее содержание автомобиля. Оглядев салон, я первым делом почувствовал счастье узнавания. Салон нисколько не посерьезнел – он по-прежнему выглядит игрушечным и неумолимо ввергает в состояние беспричинной детской радости.
Но главное – он стал заметно лучше. Дело даже не в том, что материалы отделки качественней. Просто в головах дизайнеров приверженность традиции и необходимость обеспечения мало-мальской эргономики перестали вести между собой вооруженную борьбу и встали на плодотворный путь мирных переговоров. Клавиши управления стеклоподъемниками переехали на дверные подлокотники, а их бывшее место на центральной консоли оккупировали рычажки отключения систем «старт-стоп» и динамической стабилизации, разместившиеся по обе стороны от внушительного красного тумблера запуска двигателя.
Вы помните, где у прежнего «Мини» находился спидометр? Правильно – он размещался на ободе огромного блюдца мультимедийной системы по центру передней панели и был снабжен огрызком стрелки, которая с трудом выполняла свою незатейливую функцию. Теперь же спидометр занял место тахометра в пузыре, прилепленном на рулевой колонке, а указатель оборотов прилепился к нему сбоку, в результате чего получилась инсталляция, напоминающая игрушку-неваляшку. Да здравствует забота об удобстве водителя – лучше поздно, чем никогда!
Мультимедийная система унифицирована с той, что устанавливается на автомобили БМВ. Правда, ползая по меню, в «Мини» приходится крутить контроллер в противоположную сторону. Впрочем, серьезные проблемы это может вызвать только у тех, кто будет постоянно перепрыгивать из баварской машины в английскую. Но много ли наберется таких уникумов? Кроме того, я с ужасом вспоминаю крохотный рычажок управления системой и две кнопки, манипулировать которыми было, мягко скажем, не очень удобно. На новом поколении пульт максимально унифицирован с «Ай-Драйвом» – вплоть до крупной шайбы контроллера, заботливо снабженной сенсорной панелью. Единственное, что мне не понравилось – это его расположение. Если подлокотник, угол наклона которого регулируется, установлен в самом удобном верхнем положении, то дотянуться до контроллера нереально.
Передние кресла с шикарной боковой поддержкой вполне достойны искренней похвалы. Однако преодолеть свой главный бич – тесный задний ряд – маленький хэтч до конца так и не сумел. Хотя попытки были: прежде всего, на 23 мм увеличились длина подушки и внутреннее пространство на уровне плеч. С учетом того, что почти квадратный салон предоставляет изрядный запас воздуха над макушкой, стало удобнее – факт. Однако места для ног хоть и прибавилось (база подросла на 28 мм), кардинально проблема все же не решена. Если за пассажиром, немного сдвинув его вперед, сможет более-менее комфортно устроиться человек любого роста, то с водителем такие фокусы не прокатят. Так что фактически машина из двухместной стала трехместной, но не более того.
Берегите голову
В который раз «Мини» меня обманул своим несерьезным видом. Казалось бы, такой «бубль-гум» просто создан для женщины, чьи неспешные прогулки преследуют целью себя показать да попутно пришопить что-нибудь гламурное. Однако же, сев в удобное глубокое кресло и запустив басовито рыкнувший мотор, я моментально вспомнил, что за зверь распахнул мне свои двери. Мой «Купер-S» на дороге чужд каких-либо сантиментов: собранный, точный, стремительный автомобиль в полной мере дает насладиться удовольствием от рулежки.
Жесткая, как и у второго поколения, подвеска плохо приспособлена для задумчивой и неторопливой езды, поскольку на малой скорости не спасает от неровностей дорожного покрытия. Детально переработанная ходовая часть, сниженная масса и увеличенная жесткость кузова позволяют полихачить от души – со стремительными ускорениями, крутыми виражами и резкими торможениями в пол. Усовершенствованный рулевой механизм с электромеханическим усилителем имеет функцию «Сервотроник», благодаря чему рулится машина отменно.
Чтобы иной разошедшийся драйвер не переусердствовал и во всех смыслах не потерял голову, уже в базовой комплектации предусмотрены система динамической стабилизации, подразумевающая функцию контроля тяги и электронную имитацию блокировки дифференциала. «Купер-S» – сверх того – дополнен еще и системой активного распределения крутящего момента. Достойная ассистенция для двухлитрового турбомотора мощностью без малого две сотни «лошадей»!
Новая опция «Режимы вождения» оказалась довольно толковой. Поворотом кольца в основании рычага селектора коробки можно выбрать либо режим «Грин», либо «Спорт». При этом меняются чувствительность педали акселератора и усилителя руля, а в более богатой комплектации – еще и скорость переключения передач плюс жесткость амортизаторов. Часто подобная функция на поверку оказывается бесполезной, ибо на деле почувствовать разницу практически невозможно. Но не в случае с «Купером-S» – тут я буквально физически ощутил, как подобралась машина, как затвердели ее стальные мускулы. Она словно говорила мне: «Давай, жми же, наконец!»
Сохранив уникальные внешность и интерьер, автомобиль прибавил в мощности и экономичности, став при этом более дружелюбным к обитателям салона. Однако владельцы марки в одном пункте остались верными себе. Баварцы не стали особо заморачиваться с ценой: без малого миллион за базовую версию и 1 159 000 рублей – за «Купер-S». В общем, все как обычно: хочешь «Мини» – плати по максимуму!
Светит и не светит
В Россию сейчас поставляются две модификации – «Купер» со 136-сильным полуторалитровым «Твин-Пауэр-Турбо» о трех цилиндрах и «Купер-S» с 4-цилиндровым двигателем, наддутым до 192 л. с. В базовой комплектации им полагается 6-ступенчатая механическая коробка, в качестве опции можно заказать 6-диапазонный «автомат». В Европе продаются также дизельные версии, но нам они явно не светят – точно так же, как и «Уан» с 1,2-литровым мотором (102 л. с.): такие машины в прошлом поколении не пользовались у нас спросом. А вот «горячий» хэтч «Джон-Купер-Воркс» в Россию обязательно придет в следующем году.
+ Оригинальная внешность; мощные и экономичные двигатели; отличный интерьер; превосходная динамика и управляемость
– Высокая цена; тесный задний ряд