Suzuki New SX4: не в своей тарелке
Мальчик хочет в семью
С точки зрения ценообразования Suzuki всегда была наиболее демократичной японской фирмой. Тем не менее действительно популярные в России модели можно по пальцам пересчитать. Нет-нет, не подумайте плохого – японская компания делает отличные автомобили! Все дело в том, что многие из них можно назвать нишевыми – они заметно отличаются от представителей мейнстрима. Вспомните Wagon R, Ignis, Liana – часто ли они встречаются на наших дорогах?
Даже традиционно востребованные вседорожники – и те имеют свои особенности. Крохотный Jimny держится на конвейере не первый десяток лет, но продается, по сути, в гомеопатических дозах. И даже популярный Grand Vitara по своим потребительским качествам заметно отличается от многочисленных паркетников.
Компактный кроссовер, который мог бы покорить публику не столько талантами вездехода, сколько удобством и комфортом и к тому же выглядел бы достаточно свежо, Suzuki был нужен как воздух. И он появился! Сперва миру был явлен эффектный концепткар, а весной 2013 года уже серийный New SX4 лоснился под светом софитов на Женевском автосалоне. Тут-то и выяснилось, что новый «эс-икс» не заменяет, а дополняет собой старую машину. И сейчас напарники сообща работают на процветание марки: в России ежемесячно продается по 500-600 штук каждой модели.
От щедрот своих
В «базе» New SX4 GL оказывается автомобилем далеко не самым доступным в классе – цены начинаются с отметки 799 000 руб. Правда, в отличие от более дешевых одноклассников вроде ASX, Yeti и Actyon наш Suzuki оснащен гораздо щедрее. В принципе, это уже во многом самодостаточный автомобиль. У него есть не только обязательные для любой полноценной машины кондиционер, электропакет и борткомпьютер, но и целый ряд опций, за которые конкуренты требуют доплаты – это MP3-аудиосистема с ДУ на руле и USB-входом, обогрев передних сидений, круиз-контроль и пара розеток на 12В. Отрадно и то, что базовую версию ничуть не ущемили в средствах безопасности: семь подушек и ЕSP ей положены по умолчанию.
А вот заводские опции выбирать нельзя. Разве что в отделе аксессуаров дилера продаются фиксированные пакеты оборудования, которые составлены в угоду тем, кто хочет сделать New SX4 практичнее, наряднее или спортивнее.
И наконец, как водится, можно покапризничать на предмет цвета кузова. Палитра состоит из десяти цветов, из которых доплаты не требует только белый superior white. Любой из девяти металликов японцы оценили в 14 900 рублей.
Выбираем оптимум
Хром во внешней отделке, нарядные диски из легкого сплава вместо колпаков, ксеноновые фары с поворотными линзами, полоски дневных ходовых огней из модных светодиодов – такой SX4 и глаз радует, и смотрится респектабельно. Уже за это многие готовы купить Suzuki во второй версии GLX. Отпугнуть может разве что доплата в 90 000 руб., которая более чем адекватна улучшениям. Помимо того, что такая машина интереснее выглядит, она еще и богаче на десяток важных опций. Блок климат-контроля придает салону известную толику благородства, а система доступа без ключа подразумевает стильный брелок взамен банального ключа с железным жалом, который можно вообще не доставать из кармана – достаточно коснуться аккуратной прорезиненной кнопочки, расположенной на дверной ручке. Апгрейд до GLX также предполагает наличие датчиков света и дождя, высокочастотных динамиков, кожаной отделки руля и парктроника «по кругу».
А вот увеличивать счет до 1 039 000 рублей, в которые оценена комплектация GLX+, особого смысла нет. Преодолев психологически комфортную планку в миллион, New SX4 перестает быть выгодным приобретением. Большой люк в крыше, сенсорный дисплей на центральной консоли и кожаный салон – все это вещи приятные, но вовсе не обязательные для относительно демократичной машины. Ну и, разумеется, любой New SX4 можно дополнить вариатором (70 000 руб.) и полным приводом (100 000 руб.)
Здесь вам не Италия
Наличие признаков европейского дизайна – главный манок для покупателя. Первый SX4 рисовали итальянцы, и вот закономерный результат: этот автомобиль и по сей день отлично выглядит. Однако New японцы создавали самостоятельно, и это сразу заметно: машина выглядит довольно пресно. Вдохновение дизайнеры Suzuki явно черпали в созерцании успешных конкурентов вроде Qashqai и ASX. Симптомы подражательства проглядывают в оптике, линии крыши и задних стойках кузова.
Отрадно, что бампера, пороги и колесные арки снабжены пластиковыми накладками. Правда, и тут не обошлось без противоречий. Так, например, нарядные детали из посеребренного пластика на порогах на бездорожье пострадают в первую очередь. А еще у Suzuki великоват передний свес.
Кстати, кузов у кроссовера не слишком высокий: метр пятьдесят девять с кепкой – вернее, с рейлингами. Иные полноприводные универсалы выше! Однако удобству посадки такая антропометрия ничуть не мешает. Напротив, двери у «эс-икса» широкие, а пороги опущены достаточно низко, посему на сиденье садишься легко – почти как в вэн.
Особенно понравилась забота об удобстве посадки переднего пассажира: уже в базе штурманское кресло может похвастать регулировкой подушки по высоте. Толково спроектирован и диван: его наполнитель кажется жестким, однако сидеть на нем весьма удобно. У спинки есть два положения регулировки наклона, к тому же длина и угол расположения подушки подобраны оптимально.
Нет недостатка и в подстаканниках. Пара штук обосновалась на заднем подлокотнике, еще столько же можно обнаружить на центральном тоннеле. Мало того — в каждой двери предусмотрен держатель для бутылки объемом до 1,5 л. Сразу видно, что New SX4 кроили с учетом интересов искушенной европейской публики.
Из мелочей, на которых японцы решили сэкономить, следует отметить отсутствие кармана на спинке сиденья водителя и дефлекторов воздуховодов на центральном боксе-подлокотнике.
Зато неожиданно удивила раскладная полка багажника. Потянул за петельку, приподнял секцию со стороны дивана – и вот уже содержимое багажника как на ладони. Сам же трюм по меркам компактных кроссоверов оказался довольно вместительным (430 л) и к тому же отлично обустроенным. Багажник представляет собой лишенный закоулков параллелепипед почти правильной формы. Подполье здесь двухэтажное, а карманы за колесными арками снабжены съемными разделителями. Не забыты и крючки с петлями для крепления поклажи.
Со всеми удобствами
Вы рассчитывали на командирскую посадку? Забудьте. Лучше сразу примерьтесь к водительскому месту «Гранд Витары» – вот где действительно чувствуешь себя командиром. В New SX4 вы будете взирать на мир примерно с тех же высот, что и водитель обычной легковушки. Причем поле взора еще и заметно ограничено: в список помех следует внести широкие передние стойки кузова и высокие подоконники. Да и боковые зеркала могли бы быть покрупнее.
Зато более удобное кресло, чем в «Сузуки», еще надо поискать. Обычно не слишком щепетильные в плане эргономики японцы при создании New изрядно постарались. Ничем не примечательное на вид сиденье, как выяснилось, обладает уверенной боковой поддержкой спины и бедер. Все в порядке здесь и с диапазонами регулировок.
Приборы по нынешним временам простоваты, а нанесенные серым по голубому риски плохо читаются при дневном освещении. В сумерках же с включенными габаритным огнями этот недочет самоликвидируется.
Еще до того, как вы запустите двигатель, компьютер проведет диагностику работоспособности всех систем автомобиля и доложит о неполадках на русском языке, выведя сообщение на экране приборной панели. Этот же дисплей расскажет о незакрытой двери, перегоревшей лампочке, гололеде и прочих важных событиях. Правда, в движении он скуп на информацию: все, что он способен отобразить, – это мгновенный и средний расход топлива, а также средняя скорость и расстояние до заправки. Да и перелистывать данные приходится при помощи единственной кнопки непосредственно на приборной панели. А ведь куда удобнее было бы это делать не отрывая рук от руля!
Между прочим, руль с большой литерой S на ступице получился не только симпатичным на вид, но и удобным. Инженеры правильно выбрали его сечение и диаметр. Правда, базовой версии повезло меньше: полиуретановый обод оказывается более скользким, чем от него ожидаешь. А вот обтянутый кожей руль с аккуратной прострочкой этого недостатка лишен. Понравились и подрулевые переключатели режимов вариатора: пользоваться ими удобно.
А какие по части эргономики есть минусы? Их совсем немного. Крышку центрального подлокотника нельзя отрегулировать по высоте – только вперед-назад. Джойстик зеркал почему-то лишен подсветки, а кнопки слева от рулевой колонки находятся в «слепой» зоне. Легкая педаль сцепления показалась малоинформативной, а ее соседка, отвечающая за процесс торможения, обладает избыточной чувствительностью. Но это, согласитесь, мелочи, к которым быстро привыкаешь.
В вопросах безопасности New SX4 по праву можно считать круглым отличником: он с честью выдержал все испытания, которые ему подготовили эксперты Euro NCAP. И в этом немалая заслуга семи подушек безопасности, одна из которых защищает колени водителя. Есть здесь и ABS вкупе с ESP, и усилитель экстренного торможения – все это New SX4 положено по умолчанию.
Лишний вес ведет к одышке
С места Suzuki стартует с азартом молодого щенка. Такая прыть приятно удивляет – ее никак не ждешь от машины с 1,6-литровым двигателем мощностью 117 сил, в характеристиках которой заявлены унылые 12-13 секунд разгона до сотни. А в жизни получаешь уверенный старт с места и убедительное ускорение вплоть до 60-70 км/ч. Причем живостью отличается не только ручная версия, но и кроссовер с вариатором. Инженеры грамотно подобрали передаточные числа: мотор легко набирает обороты, увлекая за собой легкий кузов.
Полноприводный «Сузуки» весит побольше и едет похуже, хотя официальные данные заявляют о разнице всего в одну секунду. Если откручивать мотор в звон, то эта цифра, пожалуй, будет соответствовать действительности. Однако если не топтать педаль в пол, а ограничиться всего лишь половиной хода, от 4WD совсем не воодушевляет: машина кажется излишне медлительной.
Не сумев обмануть законы физики, японцы решили обмануть водителя, придумав для муфты управления задними колесами спортивный режим. Действие его подобно допингу: у машины словно открывается второе дыхание, и она начинает бежать резвее.
На загородном шоссе New SX4 с вариатором кажется не слишком расторопным, а с парой-тройкой пассажиров на борту и вовсе превращается в овощ. Так что, если вы планируете частые загородные путешествия, выбирайте Suzuki с «механикой».
По управляемости модификации с передним и с полным приводом несколько отличаются. К работе электромагнитной муфты у меня претензий не возникло. В режиме Auto на скользкой дороге машина уверенно гребет всеми четырьмя колесами – можно даже полностью отключить ESP и пройти поворот боком. Однако электроусилитель на 4WD настроен не идеально: при малых углах поворота руль кажется тугим, однако возвращаться в нулевое положение он не спешит. На моноприводе система работает прозрачнее и точнее. И – да: не стоит соблазняться 17-дюймовыми колесами: с ними машина становится жесткой – особенно хорошо это чувствуют пассажиры дивана.
Зато с точки зрения экономичности New SX4 хорош. Даже при езде по пробкам расход едва ли когда превысит 9 л/100 км, а на шоссе автомобиль довольствуется 7 л на сотню.
С охлаждаемым вариатором
Прежде чем покупать New SX4 в качестве вседорожника, стоит хорошо подумать. С одной стороны, инженеры сделали все необходимое для того, чтобы на грунтовке Suzuki не оказался беспомощным. Вариатор Jatсo подстраховали от перегревов установкой системы охлаждения объемом 6,7 л, а на «русифицированных» машинах к тому же увеличили дорожный просвет с 17 до 18 см.
С другой же стороны, у New SX4 далеко не лучшая геометрическая проходимость, обусловленная длинным передним бампером. А у полноприводной версии еще и задний редуктор висит довольно низко. Словом, взобраться зимой на скользкий тротуар или уверенно выехать с занесенной снегом парковки Suzuki вполне способен. Однако на большее рассчитывать не стоит.
Итог
Безопасный и экономичный, ладный снаружи и удобный внутри, New SX4 с передним приводом может быть достойной альтернативой хорошо упакованным универсалам гольф-класса, эксплуатируя при этом модный нынче образ паркетника. Жаль только, что версии 4WD с CVT для равной борьбы с конкурентами не хватает более мощного двигателя и лучшей геометрической проходимости. Впрочем, если вы не злоупотребляете бездорожьем и к тому же не склонны к участию в светофорных гонках, то эта машина придется вам по вкусу.