Кого испугался тахометр?

КОГО ИСПУГАЛСЯ ТАХОМЕТР?

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Врожденный дефект

КОГО ИСПУГАЛСЯ ТАХОМЕТР?

Перед нами очередной пример того, как непродуманное стремление осовременить автомобиль обернулось неприятностями для владельцев - на этот раз "Волги".

Михаил КОЛОДОЧКИН

Раньше на "волгах" такого не было, потому что не было тахометра. Зато он много десятков лет работает на других автомобилях - и ничего, справляется. Что же напугало его на GAZ 3110? Почему стрелка дрожит, словно Дон Гуан перед статуей Командора?

Начнем с простейших проверок - подергаем провод, потрогаем ремень генератора... При чем тут генератор? Да при том, что сигнал на тахометр поступает именно отсюда - с клеммы "W", соединенной с одной из обмоток статора. Это позволяет использовать одну и ту же сигнальную цепь независимо от типа двигателя, будь он хоть карбюраторный, хоть впрысковый, хоть дизельный. Да и обрыв ремня сразу заметишь - стрелка тут же покажет "нуль". Так почему простая идея не сработала именно на GAZ 3110? Неисправен тахометр?

Автоэлектрики недобро ухмыляются - ну-ну, меняйте... Они уже знают, что ВСЕ тахометры в комбинации приборов 38.3801, выпускавшейся владимирским ООО "Автоприбор", ведут себя одинаково. Меняй, не меняй - лучше не будет. А вот если вместо владимирского изделия попадется рижское, фирмы RAR, то дрожание тут же проходит. Может быть, во Владимире "что-то подправить надо?"

Звоним во Владимир. Да, отвечают - стрелка на "волгах" действительно прыгает, но это проблемы... ГАЗа! При проверках на родном стенде владимирские тахометры ведут себя спокойно. Что касается натурных испытаний, так ни одной "Волги" на "Автоприборе" нет, а посему нет и проблем. И вообще - говорят (!), что с некоторыми генераторами таких дефектов не возникает...

Проявив настойчивость, выясняем главное - причину "трясучести" стрелки. Как известно, генератор на автомобиле работает в пульсирующем режиме - то включится, то выключится. Этим процессом командует регулятор напряжения. А раз так, то и сигнал на упомянутой клемме "W" периодически снижается чуть ли не до нуля - вот стрелка и трясется. Все просто.

Извините, а почему бы не увеличить чувствительность прибора? Оказывается, пробовали, но при этом настолько ухудшается помехоустойчивость, что бедный тахометр начинает реагировать на систему зажигания, реле и прочие приборы, коих на "Волге" довольно много. Так что сделать ничего нельзя. В крайнем случае, купить... рижское изделие: у него иной стрелочный прибор и совсем другая схемотехника. И вообще, на последних модификациях машины этого дефекта уже нет - владимирцы изменили и прибор, и схему его подключения.

Звоним на ГАЗ и выясняем - с сентября 1999 года тахометр действительно осмелел и перестал дрожать. Для этого заводчанам пришлось сменить как комбинацию приборов, так и схему ее подключения. Злополучную клемму "W" оставили в покое - в зависимости от модификации машины сигнал теперь берется либо с вывода 43 блока управления двигателем ЗМЗ-406 (рис. 1), либо просто с безымянной клеммы катушки зажигания на двигателе ЗМЗ-402 (рис. 2). В обоих случаях используются контакты разъема, не задействованные ранее, поэтому на старых машинах фокус не пройдет. Кстати, новые комбинации приборов называются так: те, что из Владимира - 382.3801, а рижские - АР 60.3801-05. Отзывать ранее выпущенные автомобили завод, естественно, не собирается - не Америка, так что у владельцев есть выбор - смириться с дергающейся стрелкой либо разориться на новую комбинацию приборов и ее установку.

Грустно. Один горе-инженер создает бестолковую схему, другой зачем-то применяет ее в серийном производстве, а третий подводит под их ошибки теоретическую базу и объясняет, почему ничего нельзя исправить. Или все-таки можно?

Для тех, кто держал паяльник, лазейка есть. После неоднократных призывов к здравому смыслу владимирский завод все-таки передал в редакцию электрическую схему ныне выпускаемого тахометра (рис. 3). Дело за небольшим - изъять из комбинации приборов старый тахометр и немножко "подправить" входной каскад его электронных потрохов. Доработанный прибор сможет работать как с "402-м" мотором, так и с "406-м" - для них предусмотрены соответственные высоковольтный и низковольтный входы. Естественно, такую работу должен проводить радиоинженер или хотя бы опытный радиолюбитель, а то, не ровен час, вместо тахометра задрожит еще что-нибудь. Впрочем, владельцы отечественной техники к этому всегда готовы.

Рис. 1. Подключение сигнального провода на двигателе ЗМЗ-406.

Рис. 2. Подключение сигнального провода на двигателе ЗМЗ-402.

Рис. 3. Электрическая схема тахометра, который не будет "дрожать".

Подпишитесь на «За рулем» в