Лев дуров ездит быстро
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ГОСТЬ ЗР
ЛЕВ ДУРОВ ЕЗДИТ БЫСТРО
ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
Этого человека любят все... Ну почти все! И даже инспекторы ГИБДД, чем он беззастенчиво пользуется. Наш гость - актер и режиссер московского Театра на Малой Бронной, народный артист СССР Лев Дуров.
- Лев Константинович, судя по вашей книге воспоминаний "Грешные записки", водитель вы безобразный. В послесловии к ней артист Владимир Качан сравнил ваши "Жигули" с грязной мыльницей, в которую попала авиабомба. Проехав с вами, он почувствовал себя каскадером, которому в тот раз здорово повезло...
- Помню, я возил по Москве американскую актрису, так она потом написала директору нашего театра: "Кланяйтесь г-ну Дурову и передайте ему, пожалуйста: я хотела бы в следующий раз увидеть этого актера целым куском" (смеется). Я действительно езжу неаккуратно - вечно тороплюсь. Да и вообще люблю быструю езду. Понимаю, что это опасно, сам был свидетелем нескольких ужасных аварий, но уроки впрок не идут.
- Любопытно, как вы оправдываетесь перед инспектором?
- А никак. Главное - не произносить пошлых фраз типа: "Не стыдно артиста грабить?" Обычно спрашивают со вздохом: "Ну, Дуров, что будем делать?" Отвечаю: "Инспектор, давай обнимемся!" Срабатывает безотказно: "Уезжай к чертовой матери!" (Смеется)
- Неужели никто не устоял против такого нахальства?
- Был случай. Однажды инспектор меня обыграл очень красиво, он сказал: "Я вас люблю и уважаю как профессионала, позвольте и мне быть профессионалом". И тут я покраснел от стыда. А он, возвращая "права" со штрафной квитанцией, добавил: "Берегите себя, вы нам очень дороги!.."
- Давно вы за рулем?
- Двадцать лет. И все время на ВАЗах: "копейка", "девятка", сейчас "пятерка"... А первым моим автомобилем был "Олдсмобил" в фильме "Вся королевская рать". Я никогда не сидел за баранкой, а играть должен был шофера кандидата в президенты США. Ну, меня перед началом съемок потренировали полтора часа - всего-то и надо было подъехать к Жженову и Козакову, которые стояли и беседовали. "Мотор!" - я подъезжаю и нанизываю на ручку двери всю операторскую группу вместе с камерой. Она, к счастью, не разбилась.
- За 47 лет работы в кино вы сделали превосходную карьеру: сначала сыграли помощника экскаваторщика, потом комбайнера...
- Все правильно. Милиционера...
- А недавно в фильме "Сирота казанская" доросли до космонавта. Выше уже некуда.
- Не скажите. Я в картине Миши Варфоломеева "Святой и грешный", которая еще не вышла, сыграл Бога. Не грозного, домашнего такого... (Смеется)
- Вы были и литературным богом - Львом Толстым...
- Да. Канадцы снимали по книге Питера Устинова многосерийный фильм о России, и одна серия была посвящена Толстому. Питер предложил эту роль мне. И вот однажды мы с ним на арендованном ЗИЛе, списанном из кремлевского гаража, возвращались после съемок из Ясной Поляны. Очень хотелось есть, водитель притормозил у сельмага. А рядом пост ГАИ. Инспектор бегом к нам: "членовоз" едет, а его не предупредили! Я был в гриме, с седой бородой. Он глянул - и потерял дар речи. Потом рассказали, что он позвонил начальству: "С ума сошли! Лев Толстой без охраны едет!" - и его, отобрав пистолет, отправили на больничный...
- Английский театральный критик назвал вас "трагическим клоуном". И попал в самую точку. Ведь вы из цирковой династии?
- Да, знаменитые клоуны Анатолий и Владимир Дуровы - мои деды, а укротительницы Наталья и Тереза - двоюродные сестры. Думаю, я был бы неплохим коверным. Мне даже Юрий Никулин об этом говорил: зря, мол, ты не пошел в цирк...
Наш разговор прервал звонок - за Дуровым пришла машина. Он отправлялся в северную столицу на съемки "Бандитского Петербурга". "Играю там киллера, - усмехнулся он. - Достиг, как видите, в кинокарьере пика..."